Анализ результатов исследования
Страница 1

В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 45 минут времени для работы с ним. После чего результаты были подвергнуты количественному анализу и занесены в таблицы по группам мальчики/девочки (Приложение 4). Качественный анализ позволил выявить основные составляющие и символы – лидеры знаковой системы гендерной идентификации нашей целевой группы подростков. www.inminds.ru

Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»

показывает наличие разных схем самопрезентации мальчиков и девочек и выявляет ведущие вербальные символы гендерной идентификации.

В общую схему самопрезентации входят:

- лидерство понятия «человек», не указывающего на гендерную принадлежность – и мальчики (чел.) и девочки (чел.) поставили его на 1 место;

-психологические качества (смелый, чувствующая, справедливый), межличностные отношения (личность, друг/подруга, сын/дочь) и принадлежность к группе (ученица/ученик, подросток, скейтбордист);

- слова «мальчик» и «девочка» используются одинаково редко ( по 2 чел.).

Разница наблюдается в:

- мальчики почти не используют знаки следующего этапа развития, например, «юноша» - 0; «парень» - 2 чел. Функцию обозначения пола берет на себя распространенный в подростковой субкультуре знак - «чувак». И обращает на себя внимание знак «мужчина» - 2 чел.

- знак следующего этапа развития для девочек является значимым - 10 чел. используют слово «девушка». У девочек можно отметить и использование слов с ласкательным значением, н-р: «кисюня», и метафор: «цветок», «ангел», «радость», «ночь».

- мальчики делают акцент на физической характеристике «сильный» и связанных с ней видах деятельности (спортсмен, баскетболист, скейтбордист).

Специфика телесной самопрезентации и ведущие невербальные, графические символы гендерной идентификации хорошо прослеживаются в анализе проективных методик «Автопортрет» и «Рисунок мужчины и женщины».

Телесная самопрезентация в полный рост отмечается в 43% автопортретов.

Самыми значимыми графическими символами гендерной идентификации можно считать длину волос и разную одежду, это отмечают и мальчики и девочки в невербальной знаковой системе для обоих полов. Оба пола внимательны к общему антуражу своей одежды, прически и украшений.

Отношение к внешним данным мальчиками видимо утаивается (фигуры схематичны, графика упрощена).

Девочки открыто ориентируются на внешние данные, на красоту ( прорисованы большие глаза и ресницы, пухлые губы; видно стремление графически показать стройную фигуру, длинные ноги.

Если в рисунках мальчиков движения, позы, жесты носят знаковый характер и направлены на передачу специфических агрессивных значений (злобное выражение лица, и др.), то особенностью рисунков девочек является статичность изображения.

В рисунках девочек есть тенденция объединения в пару рисунка мужчины и женщины, которая полностью отсутствует у мальчиков.

Для изображения мужчин/женщин используется символическое изображение животных (волк, собака у мальчиков, кошка у девочек).

Предметные и деятельностные символы

гендерной идентификации показывают результаты опроса. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры: мобильный телефон, инструменты, спортивные принадлежности, машины, компьютер. А девочки - косметики и украшений. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, мужских хобби – охота и рыбалка, а девочки - на работе по дому, хозяйственной, «домашней» деятельности. Оба пола неизменно демонстрируют себе и друг другу ориентации на определенные знаковые системы, присущие их субкультуре, ответственные за половую идентификацию. Особой разницы гендерной специфики профессий мы не обнаружили, кроме позиции «домохозяйка»: мальчики ставят её на 1 место большинством голосов, тогда как девочки отдали только 2 голоса.

Мы проанализировали обращения,

как специфический вербальный символ гендерной идентификации и хотим отметить отсутствие значимой разницы в употреблении обращений, указывающих на гендерную принадлежность и нейтральных у мальчиков и девочек. Лидерами стали: у мальчиков (мужик, чувак, парень) в обращении к представителям своего пола, и (девушка, женщина) в отношении женского; у девочек (Сэр; пацан; чувак; парень) по отношению к представителям мужского пола, и (подруга; сеструха; женщина) – как обращение к лицам своего.

Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»

позволила выявить уровень гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.

Страницы: 1 2


Биологический компонент креативности
Исследователи полагают, что креативность связана с активностью префронтальной коры правого полушария, которая ответственна за нашу способность к целостному видению и к манипулированию образами (Dozier, 1998). Последняя позволяет нам оценивать порядок событий, строение предметов, а также комбинировать их новыми способами. Уже в раннем воз ...

Экспериментальное исследование взаимосвязи уровня. Мотивации достижения и уровня креативности. Организация и ход экспериментального исследования
Для осуществления сравнительного анализа уровня креативности и уровня мотивации достижения и установления между ними корреляции необходимо было провести их диагностику отдельно. Исследование проводилось на базе Российского художественно-технического колледжа игрушки. В эксперименте участвовало 30 респондентов. Все они являются студентами ...

Методики и процедура исследования конфликтного потенциала личности
Экспериментально - психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Для нашего исследования данная методика дает возможность определить уровень конфликтности личности, используя "коэффициент групповой адаптации" (КГА), который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент КГА, то можно ...