Анализ результатов исследованияСтраница 1
В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет. Им был предложен описанный выше комплекс диагностических методик и 45 минут времени для работы с ним. После чего результаты были подвергнуты количественному анализу и занесены в таблицы по группам мальчики/девочки (Приложение 4). Качественный анализ позволил выявить основные составляющие и символы – лидеры знаковой системы гендерной идентификации нашей целевой группы подростков.
Рефлексивный самоотчет «Кто Я?»
показывает наличие разных схем самопрезентации мальчиков и девочек и выявляет ведущие вербальные символы гендерной идентификации.
В общую схему самопрезентации входят:
- лидерство понятия «человек», не указывающего на гендерную принадлежность – и мальчики (чел.) и девочки (чел.) поставили его на 1 место;
-психологические качества (смелый, чувствующая, справедливый), межличностные отношения (личность, друг/подруга, сын/дочь) и принадлежность к группе (ученица/ученик, подросток, скейтбордист);
- слова «мальчик» и «девочка» используются одинаково редко ( по 2 чел.).
Разница наблюдается в:
- мальчики почти не используют знаки следующего этапа развития, например, «юноша» - 0; «парень» - 2 чел. Функцию обозначения пола берет на себя распространенный в подростковой субкультуре знак - «чувак». И обращает на себя внимание знак «мужчина» - 2 чел.
- знак следующего этапа развития для девочек является значимым - 10 чел. используют слово «девушка». У девочек можно отметить и использование слов с ласкательным значением, н-р: «кисюня», и метафор: «цветок», «ангел», «радость», «ночь».
- мальчики делают акцент на физической характеристике «сильный» и связанных с ней видах деятельности (спортсмен, баскетболист, скейтбордист).
Специфика телесной самопрезентации и ведущие невербальные, графические символы гендерной идентификации хорошо прослеживаются в анализе проективных методик «Автопортрет» и «Рисунок мужчины и женщины».
Телесная самопрезентация в полный рост отмечается в 43% автопортретов.
Самыми значимыми графическими символами гендерной идентификации можно считать длину волос и разную одежду, это отмечают и мальчики и девочки в невербальной знаковой системе для обоих полов. Оба пола внимательны к общему антуражу своей одежды, прически и украшений.
Отношение к внешним данным мальчиками видимо утаивается (фигуры схематичны, графика упрощена).
Девочки открыто ориентируются на внешние данные, на красоту ( прорисованы большие глаза и ресницы, пухлые губы; видно стремление графически показать стройную фигуру, длинные ноги.
Если в рисунках мальчиков движения, позы, жесты носят знаковый характер и направлены на передачу специфических агрессивных значений (злобное выражение лица, и др.), то особенностью рисунков девочек является статичность изображения.
В рисунках девочек есть тенденция объединения в пару рисунка мужчины и женщины, которая полностью отсутствует у мальчиков.
Для изображения мужчин/женщин используется символическое изображение животных (волк, собака у мальчиков, кошка у девочек).
Предметные и деятельностные символы
гендерной идентификации показывают результаты опроса. Мальчики прежде всего демонстрируют значимость предметов технокультуры: мобильный телефон, инструменты, спортивные принадлежности, машины, компьютер. А девочки - косметики и украшений. Мальчики делают акцент на различных спортивных играх, мужских хобби – охота и рыбалка, а девочки - на работе по дому, хозяйственной, «домашней» деятельности. Оба пола неизменно демонстрируют себе и друг другу ориентации на определенные знаковые системы, присущие их субкультуре, ответственные за половую идентификацию. Особой разницы гендерной специфики профессий мы не обнаружили, кроме позиции «домохозяйка»: мальчики ставят её на 1 место большинством голосов, тогда как девочки отдали только 2 голоса.
Мы проанализировали обращения,
как специфический вербальный символ гендерной идентификации и хотим отметить отсутствие значимой разницы в употреблении обращений, указывающих на гендерную принадлежность и нейтральных у мальчиков и девочек. Лидерами стали: у мальчиков (мужик, чувак, парень) в обращении к представителям своего пола, и (девушка, женщина) в отношении женского; у девочек (Сэр; пацан; чувак; парень) по отношению к представителям мужского пола, и (подруга; сеструха; женщина) – как обращение к лицам своего.
Методика определения уровня гендерной идентификации О.Г. Лопуховой «Нормы поведения мужчин и женщин»
позволила выявить уровень гендерной идентификации подростков, как степень усвоения социально-приемлемых для мужчин/женщин норм поведения, представленных в данной методике в виде набора личностных качеств.
Общие представления о памяти
Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекращения этого воздействия не исчезают. И при отсутствии этих предметов и явлений образы сохраняются в вид ...
Дифферециальный диагноз
Основой построения диагноза шизофрении и отграничения ее от других психических заболеваний у взрослого человека - является специфическая для нее симптоматика - собственно шизофренические негативные или дефицитарные расстройства в виде эмоциональной тупости, атактического мышления, абулии с парабулией. Всесторонний анализ проявления психи ...
Пути развития человека будущего
Говоря о развитии человека будущего в первую очередь необходимо обратить внимание на настоящее. Где и как мы живем? Какие процессы протекают в мире? Что из этого всего получится впоследствии? Есть разные мнения. Кто-то говорит, что в сложившихся условиях всевозможных кризисов, обостренных ситуаций в экономике, экологии, политике и прочих ...