Изучение агрессии дошкольников. Понятие агрессииСтраница 2
Отечественная исследовательница Л. М. Семенюк видит в агрессии стремления к подчинению себе других людей или обладанию другими объектами, а также действия, которые вредят другому лицу или объекту. [11].
Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского предлагает следующее определение: «Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым или неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности)» [8].
Наряду с понятием «агрессия» в психолого-педагогической и специальной литературе используются термины «агрессивность» и «агрессивное поведение». Термин агрессивность относится к особенной характерной черте людей и понимается как склонность к агрессивному поведению. Эта особенность приобретается в процессе развития человека и основывается на принципе социального научения, состоящего в частых, несоответствующих раздражителям агрессивных реакциях значительной интенсивности, направленных по отношению к широкому кругу социальных объектов. Кроме того, агрессивность часто характеризуется неспособностью к контролированию своих реакций, а так же проявлением враждебной установки по отношению к окружающей среде.
Агрессивное поведение понимается как специфическая форма действия человека, демонстрирующая превосходство, возможность причинения ущерба или причинения такового живому существу (или неживому объекту). Т.Г. Румянцева определяет поведение как агрессивное, на основании нормативного подхода, и решающее место отводит понятию нормы в поведении. Под нормой же можно понимать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей [9]. Понятие нормы формируется в процессе социализации ребёнка. Следовательно, агрессивным следует называть поведение удовлетворяющее двум обязательным условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.
Результаты исследования и психоло еиче кая интерпретация.
Анализ результатов данного исследования, цель которого исследование взаимосвязи психологических характеристик личности (локус контроля, экстраверсия, коммуникативный контроль) и конфликтного потенциала, и выявление временной динамики, проводился методами прикладной статистики. Применялись следующие методы: - метод ранговой корреляции Спи ...
Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального
стресса
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния не ...
Способы диагностики: тестирование и оценка
Следующим шагом исследователи, после определения конструкта эмоционального интеллекта, вполне естественно, ставят вопрос о том, как его измерить. Ответ для многих вполне очевиден: если уж проводить аналогию с интеллектом, то нужен некий коэффициент, который будет показывать, на сколько человек эмоционально "умен". Естественно, ...