Другая психология » Девиантное поведение как проблема социальной работы » Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении

Цели, задачи и принципы работы с лицами склонными к девиантному поведению в социальном учреждении
Страница 2

11. Прогностическая - прогнозирование процесса развития личности подростка в период его взросления, обучения.

12. Конфликтно-защитная - предупреждение и разрешение конфликтов в коллективах учащихся, педагогов, в семьях.

13 Функция социально-психологической поддержки - оказание помощи в решение проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения состояния тревожности. Различного рода «комплексов» при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия.

Мероприятия по коррекции и профилактике должны следовать основополагающим принципам:

1. Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности при коррекции отклоняющегося поведения или при проведении первичной и вторичной профилактики возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.

2. Он базируется на принципе осознанности, сутью которого является как признание человеком своего поведения не соответствующим нормативному, так и стремление измениться. Принцип осознанности подразумевается не только осознание необходимости поведенческой коррекции, но и истинное осознание целей изменения. Девиант должен представлять, какого именно поведенческого статуса он стремится достичь.

3. Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор специалистом методик профилактики в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться известными типами дивиантного поведения, которые отражают различные механизмы формирование отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразумевает, как правило, педагогическое и социальное коррекционное воздействие.

4. Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации сквозь призму возможных более грубых изменений поведения после терапии и в связи с реальным вредом отклоняющегося поведения. Известно, что большинство клинических форм отклоняющегося поведения отражают структуру девиантной личности, и купирование одной девиации часто не приводит к гармонизации личности. Вслед за исчезновением у индивида одной разновидности девиантного поведения происходит «заполнение пустоты» другой девиацией.

5. Принципы допустимости и гуманности базируется на представлении о необходимости применения в процессе коррекции девиантного поведения лишь тех методик, которые способствуют личностному росту человека, этически и эстетически обоснованы и не могут вызвать психических расстройств. Недопустимым следует признать применение манипулятивных методик, которые используются без ведома девианта или без полного осознания им пути терапевтического процесса.

6. Принцип гуманности базируется на признании за человеком (девиантом) права на свободу выбора, права на уважение. Этот принцип (в соответствии с роджеровским подходом) проявляется в принятии социальным психологом девианта как ценной и уникальной личности, принятии его проблем, сопереживании, эмпатии, искренности и позитивном непредвзятом взгляде на личность учащегося.

7. Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребенка. Этот известный принцип, который был сформулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Социальный педагог должен видеть в ребенке, прежде всего лучшее.

8. Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание учащейся молодежи, склонной к девиациям. Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Страницы: 1 2 3


Анализ результатов исследования
При обработке «Теста - опросника родительского отношения (ОРО)» у родителей, полученные в исследовании результаты были сведены в таблицы. Таблицы представлены в приложении 3. При изучении особенностей родительского отношения получены следующие данные. Таблица 2 Результаты родительского отношения мам № п/п Тип родительского отношения мам ...

Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника. Детский сад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка
Рассмотрев, что же такое социализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где же все-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтам социализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи». Итак, детский сад – это учреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста ...

Коррекционная направленность обучения и воспитания во вспомогательной школе. Понятия «коррекционное развитие», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание»
В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (Р.М. Боскис, Т.А. Власова, И.Г. Власенко, А.П. Гозова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В. Розанова, В.А. Феаклистова и др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специал ...