Другая психология » Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях » Эмпирическое исследование связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности. Методологические основы и организация исследования

Эмпирическое исследование связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности. Методологические основы и организация исследования
Страница 1

К концу 60-началу 70-х годов 20 века начал свое продвижение феноменологический подход, соответствующий «духу времени», открывший реальность субъективности, преодолевший противоречия между субъектом и объектом познания, вернувший психологии статус гуманитарной науки. Феноменологический подход реализуется в применении качественных исследований, а также многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов и процедур качественного исследования. Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека. Именно данный подход был выбран мною для освещения поставленной в курсовой работе проблемы.

Мы анализируем источники сбора данных в феноменологическом исследовании: отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью (наиболее распространенный и наиболее надежный способ сбора данных); рефлексивные самоотчеты исследователя; а также документы и всевозможные общекультурные тексты, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека (дневниковые и автобиографические записи, художественные произведения, философские работы, мифы и т.п.).

Методический инструментарий был представлен следующими методиками:

1. Определение жизненных ценностей личности (Must–тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Автобиографическая методика анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).

2. Контент-анализ сочинения «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»

Эти методы и методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни. Обработка данных осуществлялась с использованием качественного метода контент-анализа.

Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)

Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. Предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Записываются любые мысли, которые кажутся важными как в настоящий момент, так и в целом в жизни.

Автобиографический метод анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).

Автобиографический метод ориентирован на изучение жизненного пути человека, значимых событий и поворотных моментов его жизни, этапов и общей направленности личности, самоощущения и мировосприятия человека в различные периоды его жизни (Denzin, 1989; Семенова, 1998; и др.).

У А. Адлера нет четко описанной процедуры анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основе интуитивно-качественного их анализа, поэтому одни и те же смысловые элементы в зависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так и неблагоприятной социальной адаптации. Впоследствии были разработаны и широко применяются за рубежом системы количественной оценки содержания различных смысловых элементов ранних воспоминаний, позволяющие делать выводы о психологических особенностях групп.

Сочинение «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»

Испытуемым предлагается в течение десяти минут написать сочинение на тему «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе». Оно направлено на выявление в работах доминирующих жизненных стратегий испытуемых. При обработке сочинений использовался метод контент-анализа.

Метод контент-анализа представляет собой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержания различных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. В социологических исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера. Метод применяется при изучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, произведений живописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом, объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применение техники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации.

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относится выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

Страницы: 1 2


Занятие №9 «В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему мир ...

Эмоциональный интеллект
В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика, прежде разрабатывавшаяся далеко за пределами этой отрасли. Новое направление получило наименование "исследование эмоционального интеллекта". Эти изыскания также реанимировали весьма давние рассуждения и исследования проб ...

Анализ исследования. Значение айкидо
Изучение – это процесс обретения знания и усвоение этого знания на уровне практического применения. Результатом обучения является приобретение навыков. Так, в айкидо базовые техники предполагают методики влияющие на развитие и совершенствование личности. Для познания необходимо изучить законы движения собственного тела и научиться примен ...