Результаты и их обсуждение
Страница 1

При обработке и структурировании полученных результатов и их последующем анализе с проведением сравнительной характеристики методом контент-анализа были проведены следующие действия.

Сначала выделили сочинениях испытуемых 2 типа доминирующих жизненных стратегий в соответствии с классификацией жизненных стратегий по Ю.М. Резнику, Е.А. Смирнову путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Например, «иметь» - «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт»; «достигать» - «чтобы стать лучше, нужно чего-то добиться», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «все в твоих руках, не опускай же их». Оказалось, что в выборке отсутствуют испытуемые со стратегией «быть». Это объясняется небольшим объемом выборки, с одной стороны. Возможно, бытийность – характеристика, удельный вес которой увеличивается со зрелостью личности. Наши испытуемые – студенты – еще только находятся на пороге зрелости.

Затем мы разделили ранние воспоминания испытуемых на 4 группы в соответствии с классификацией типов личности по Адлеру путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Это выглядело следующим образом: «берущий» - «бери от жизни все»; «избегающий» - «чувство неуверенности в своих родителях, поступках», «недоверие к людям», «сделать не смог, так как был уставший»; «управляющий» - «любыми способами обратить на себя внимание»; «социально полезный» - «нужно быть ответственнее», «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам». «Управляющий» тип в рассмотрение не вошел, так как представлен слабо.

Посредством тестирования, анализа полученных результатов и проведения сравнительной характеристики методом контент-анализа нам удалось выявить существование связи целей-ценностей, конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями, представленные в Таблице 1.

Таблица 1. Результаты исследования

Жизненные стратегии

Иметь

(n=9)

Достигать

(n=11)

Типы личности, по Адлеру

«социально-полезный» (), «избегающий»,

«берущий»

«социально-полезный», «избегающий»

Фиктивные цели

«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «поставленной цели я добиваюсь», «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель».

«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому».

«Берущий» тип. Их основная забота в жизни – получить от других как можно больше. Например, «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей».

«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее».

«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча».

Ценности (must-test)

автономность

личностный рост

привязанность и любовь

личностный рост

автономность

привязанность и любовь

У испытуемых со стратегией «иметь» прослеживаются общие черты в выборе жизненных целей и ценностей. Большинство из них ориентируются на автономность принятия решений, они стремятся не зависеть от мнения окружающих, сами хотят определять ход своей жизни, стремятся к личностному росту, также немаловажное значение для них имеет любовь близких. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди трех типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий», «берущий». Принадлежность к этим типам может свидетельствовать о:

Страницы: 1 2


Школа памяти
Первые экспериментальные методы изучения мнемических про­цессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году он опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный “Uber das Gedächtnis”, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбереже­ния, равно как и основные результаты, полученн ...

Феноменологическая и метафизическая парадигмы в психологии
Цель последующих рассуждений состоит в том, чтобы приблизиться к задаче освобождения научного мышления в психологии от догм и договоренностей, появившихся или имеющих вероятность появиться в результате принятия той или иной парадигмы. Знание содержания своего сознания и знание о том, что данное держание сознания переживается, есть, безус ...

Механизмы взаимопонимания в процессе общения
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы "читаем" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных (Рубинштейн, 1960. С.180). Впечатления, которые возникают при э ...