Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, наиболее сложной является загадка самого человека. В каких разнообразных направлениях велись поиски, какое множество концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает.

Астрология, теология, философия, социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимались попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. В самой психологии за столетия ее развития было выработано множество различных концептуальных подходов к изучению личности человека, объяснению сложной природы поведения человека. Цель сегодняшней психологии личности состоит не только в стремлении объяснить уникальность и сложность человеческой натуры, но и сконцентрировать внимание на неуловимых свойствах людей – их борьбе за личностное и духовное просвещение, развитие и самосовершенствование. www.psaffect.ru

Один из аспектов науки о человеческой личности, вызывающий неизменный интерес психологов, связан с поисками ответа на два коренных вопроса: о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человека.

В поведении человека есть две реально и функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регулятивная. Побудительная обеспечивает активность и направленность поведения; регулятивная отвечает за то, как это поведение складывается от начала и до конца (до достижения поставленной цели) в тех или иных условиях.

Психические явления, состояния и процессы обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что касается его стимуляции, то она связана с понятием мотивации, включающем представление об интересах, мотивах, потребностях, целя, задачах, намерениях, побуждениях, стремлениях, имеющихся у человека.

Мотивационные образования: потребности, мотивы и цели – являются основными составляющими мотивационной сферы человека. Они могут оцениваться по развитости, гибкости и иерархизированности. Наиболее утонченным, высшим уровнем потребности считается потребность в самоактуализации, поскольку, наперекор всяким трудностям, человек способен сделать свою жизнь более удачной, творческой, счастливой - раскрывая свои способности.

В наше время, когда развитие человечества вообще и общества Украины, в частности, сопровождается переосмыслением и перестройкой на принципах гуманистической направленности, человеку, и, прежде всего молодому, создаются все условия для реализации того, что в нем заложено. Это обусловливает актуальность темы курсовой работы. Учитывая, что вопросы мотивации, потребностей и самоактуализации личности не являются однозначными в психологии, в качестве основной цели мы определяем – анализ основных теоретических подходов к понятию и сущности самоактуализации как стремления реализации личностного потенциала. Исходя из основной цели работы, основными задачами являются:

анализ теоретических концепций мотивации различных школ и направлений;

характеристики, составляющие понятие самоактуализирующейся личности.

В конце работы будут сделаны выводы и приведен список использованной литературы.


Леонгард: Типологические модели акцентуаций характера и психопатий[3]
Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый); акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно- боязливый, циклотимический, аффективный). Леонгард считает, что люди отличаю ...

Позитивные и негативные эмоции
Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на по­ложительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Подобная несколько обобщенная классификация эмоций в целом правильна и полезна, и все-таки поня­тия “положительное”, “отрицательное”, “позитивное” и “негативное” в приложении к эмоциям требуют некоторого уточ ...

Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности ...