Другая психология » Симптомы шизофрении » Систематика шизофрении

Систематика шизофрении
Страница 1

Формы шизофрении

До сих пор принято выделять 4 основные формы шизофрении:

1.кататоническая;

2.параноидная;

3.гебефреническая;

4.простая.

Выделение определенных форм (типов) болезни вполне закономерно, т.к. различие в клинической симптоматике - прежде всего выражение патогенетических особенностей разных форм заболевания.

Простая форма - в большинстве случаев начинается в пубертатном и юношеском возрасте (14-20 лет). Характерно медленное, крайне постепенное, как бы "крадущееся" (по О. В. Кербикову), течение. В начале болезни обнаруживаются черты вялости, пассивности, ослабления активности. Ранее живой подросток утрачивает тягу к общению, живость интересов. Тяготится учебой и перестает ей интересоваться, пропускает занятия. Сужается круг интересов больного, появляется холодное и неприязненное отношение к родным и друзьям. Иными словами, нарастающая пассивность больного выявляется наряду с эмоциональной тупостью, хотя еще и не резко выраженной. На этом фоне возможны неврозоподобные (псевдоневрастенические) расстройства. Позже больной теряет интерес не только к учебе, но и к своим близким, окружающему, своей судьбе. Эмоциональная тупость становится более выраженной, более четко обнаруживаются и особые ассоциативные расстройства в виде атактических замыканий. Больной перестает следить за собой, теряет интерес к своей внешности, обнаруживает выраженную абулию. Заболевание течет непрерывно, не давая спонтанных ремиссий, с быстрым формированием слабоумия по специфическому шизофреническому типу.

Продуктивная симптоматика возможна в начале заболевания и обычно весьма скудна, в виде кратковременных галлюцинаторных эпизодов и не стойких отрывочных бредовых идей преследования, отношения, особого значения. В большинстве случаев заболевание течет непрерывно на протяжении многих лет, проявляясь лишь собственно шизофренической симптоматикой и завершается специфическим слабоумием. Эта форма заболевания является самой злокачественной, всегда ведет к ослабоумливанию и имеет непрерывно-прогредиентный тип течения.

Гебефреническая форма - начинается в юношеском возрасте, чаще до 18 лет, но может начаться и позже. В начальном периоде возможны неврозоподобные проявления в виде аффективных реакций, капризности, неустойчивости настроения чаще истероформного характера. Такое постепенное неврозоподобное начало на фоне нерезко выраженного охлаждения к родителям и формализации отношений с близкими может затягиваться на месяцы. Затем возникают картины весёлого поведения с чертами особой двигательной расторможенности и дурашливости, могут появляться и депрессивные состояния. Появляются черты резонерства; речь больного обильная, мало конкретная, с утратой четкости и потерей первоначальной темы. В речи уже обнаруживаются атактические замыкания. Довольно быстро на первый план в симптоматике выходит гебефренический синдром с картиной дурашливости, шаловливости, детскости в поведении; больные все время в движении, ходят по палате и коридору, бегают по койкам, все время громко разговаривают и кричат, громко хохочут, принимают величественные позы, отдают воинскую честь, строят гримасы, вытягивают губы хоботком, говорят с детским сюсюканьем. Характерны импульсивные действия, неожиданные выходки, нелепые шутки. В целом, поведение больных приобретает характер клоунады. Вместе с этим, в период развёрнутой гебефренической картины ярко выражены все основные шизофренические расстройства. Больные холодны к родным, безразличны к своему положению и своей судьбе, эмоционально неадекватны. Выражение лица вычурное, мимика манерная, наблюдаются двигательные и речевые стереотипии, вычурные движения, парапраксия. Обычно налицо все формы атактического мышления: резонерство, атактические замыкания, неологизмы, порой столь обильные, что речь больных достигает степени атактической спутанности и становится непонятной.

Страницы: 1 2 3


Структура и содержание креативности
Креативность тесно связана как с любопытством и исследовательским поведением, так и с поиском новых ощущений – желанием сделать что-то новое и разнообразить свою деятельность. Одни авторы утверждают, что ее следует определять как способность к решению задач (Cattell, 1971; Klahr & Simon, 1999). Другие авторы считают, что креативность ...

Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. ...

Результаты психометрической проверки исправленной формы опросника показали его высокую однородность (Standardized alpha: 0,862901347). Разбиение пунктов на шкалы и их проверка.
Проверим исправленную форму и на основе факторного анализа для создания достаточно однородных шкал, измеряющих определённые формы страхов (фобий)(см. Приложение Табл. 7). Пункты, входящие в шкалы, определённые по результатам факторизации и результаты их психометрической проверки поместим в табл. 8 (см. Приложение). Здесь сразу бросается ...