Другая психология » Психологические направления » Экспериментальные исследования

Экспериментальные исследования

Эксперимент — основной эмпирический метод исследования. В ходе эксперимента исследователь воздействует на изучаемый объект в соответствие с гипотезой исследования. Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1) постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче;

2) планирование хода эксперимента;

3) проведение эксперимента: сбор данных;

4) анализ полученных экспериментальных данных;

5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные. Различаются лабораторный и естественный эксперименты. В лабораторном эксперименте испытуемые знают, что над ними проводится некое испытание, а естественный эксперимент проводится в обычных условиях работы, учебы, жизнедеятельности людей, и люди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Как лабораторный, таки естественный эксперимент подразделяются на констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент применяется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Экспериментатор определяет цель исследования, выдвигает гипотезу, меняет условия и формы воздействия, строго фиксирует результаты эксперимента в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются методами математической статистики. Формирующий эксперимент при бихевиористском подходе к обучению сосредоточен на выявлении условий, позволяющих получить требуемую заданную реакцию обучаемого. Формирующий эксперимент при деятельном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать, разработать методы формирования ориентировочной, исполнительной и контрольной частей деятельности.

Основные методы, которые используются для выделения объективного состава деятельности, делятся на два вида: теоретическое моделирование этой деятельности с последующей экспериментальной проверкой и метод изучения этой деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении. Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии — описательно-технический психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности.


Выводы.
Стимулом к исследованиям мотивации достижения послужили работы Генри Мюррея, который отметил, что люди различаются в своем желании или тенденции «преодолевать препятствия, проявлять силу, стремиться делать что-то трудное или делать что-то как можно быстрее». Чтобы точнее оценить достижение, Мак-Клелланд продемонстрировал, что поощрение р ...

Характеристика методов исследования
Опросник и метод анализа продуктов графической деятельности (рисунок мужчины и женщины) представляют собой модификации методов, разработанных В.С. Мухиной и ориентированных на изучение структуры самосознания подростков. Также мы применяем проективную методику «Автопортрет» Р.Бернса (адаптирована Е.С. Романовой С.Ф. Потемкиной), рефлексив ...

Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения
Как всякий урок, урок в системе компенсирующего обучения должен отличаться целостностью, взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности педагога и ученика, а также должнобыть логической единицей темы, раздела, курса. Однако этот урок имеет свою специфику, которая определена особенностями психического развития детей, ...