Другая психология » Симптомы шизофрении » Систематика шизофрении

Систематика шизофрении
Страница 2

Кроме того, у больных наблюдаются галлюцинации, чаще слуховые и висцеральные; отрывочные бредовые идеи преследования, отравления, сексуального воздействия и величия, иногда - бред метаморфоза, которые никогда не складываются в систему, отличаются нелепостью и полиморфностью. Временами отмечается картина двигательной заторможенности, чаще - субступорозного характера, но нередко идо степени полного ступора (кататоно-гебефренные состояния). Затем заторможенность вновь сменяется гебефренным поведением с дурашливой клоунадой на фоне грубо выраженной эмоциональной тупости, ассоциативной атаксии и манерных действий. Заболевание течет непрерывно и быстро достигает конечного состояния с выраженным шизофреническим дефектом.

Кататоническая форма - часто возникает в молодом возрасте, но может начинаться и значительно позже. Начинается заболевание либо медленно, приступообразно, либо остро, каким-то аффективным (депрессивным или своеобразным маниакальным) синдромом, которому нередко предшествует неврозоподобное состояние. Начальные депрессии при данной форме отличаются выраженностью моторной заторможенности, монотонностью речи, амимичностью и ипохондричностью больных; маниакальные - веселостью с оттенком дурашливости и шаловливости, двигательным и речевым возбуждением манерностью и элементами резонерства. При тех или иных аффективных состояниях уже заметны черты чувственной неадекватности.

В дальнейшем, по мере редукции аффективной симптоматики, в состоянии больных нарастает двигательная заторможенность с мутизмом, утратой контакта с окружающими. В таких субступорозных, а затем и ступорозных состояниях у больных обнаруживаются явления двигательных стереотипии (позы, движения), эхопраксия. Мышечного напряжения нет, но тонус мышц повышен, налицо мышечный гипертонус, в условиях которого больные подолгу могут сохранять неудобные положения (явления каталепсии). Больные неполно, недостаточно воспринимают окружающее, а по выходу из ступора многое амнезируют. Можно установить, что в период заторможенности у них наблюдались галлюцинации, бредовые идеи и в части случаев обнаруживались признаки помрачения сознания по онейроидному или аментивному типу.

Время от времени такой кататонический ступор прерывается патетическим кататоническим возбуждением в виде умеренной, но непрерывной двигательной активности с манерностью, приподнятостью настроения и высокомерным пафосом в речи. При резкой выраженности такого возбуждения больные бегают, ползают, гримасничают, громко кричат, рвут одежду. Налицо атактические замыкания и эмоциональная неадекватность.

В других случаях переход начальной депрессии в субступорозкое состояние идёт более энергично на фоне явного мышечного гипертонуса, который, однако, при дальнейшем прогрессировании, не достигая мышечной напряженности, выливается в ступор, исключающий даже пассивные изменения положения частей тела больного. В этих случаях больной оказывает нарастающее сопротивление таким попыткам (пассивный негативизм), а иногда и совершает противоположное движение (ступор с негативизмом). Такой негативистический ступор, как и третья его разновидность - ступор с мышечным оцепенением, когда больной принимает внутриутробную позу и обнаруживает симптом "воздушной подушки", время от времени прерывается внезапным и бурным кататоническим возбуждением, протекающим с агрессивными, разрушительными тен-дендциями - импульсивное кататоническое возбуждение. При выходе больных в ремиссию или при растормаживании их до возможности речевого контакта, удается установить, что в ступорозном состоянии они полностью воспринимали окружающее, у них отсутствовали бред, галлюцинации и признаки помрачения сознания и в последующем сохранилась память о пережитом (люцидная кататония). Так же, как при онейродном варианте, у этих больных выявлялись атактические ассоциативные расстройства, чувственная неадекватность, разнообразные проявления парабулии.

Страницы: 1 2 3


Занятие №8 «В гостях у курочки»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, памяти и мышления. Задачи: 1. Развивать концентрацию и объем внимания, память, мышление. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, выдержку, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I ...

Объяснение страхов в когнитивной психологии
Поскольку психологи преимущественно имеют дело с взрослыми людьми, владеющими речью и с развитыми высшими психическими функциями, то мы не можем преуменьшать значения когнитивных механизмов в регуляции страха. Отметим особенности когнитивной сферы людей, страдающих от страха. Наиболее часто в литературе указывают на характерное для клиен ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с
Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи. Нами были использованы следующие методики исследования: 1. «Рисунок несу ...