Клинические задачи
Страница 1

Задача 1

На приеме у врача больной в ясном сознании, правильно ориентирован в окружающей обстановке и собственной личности. Рассказывает, что уже около года ощущает на себе постороннее влияние. Предполагает, что с ним "работает какая-то организация", члены которой с помощью «телепатических аппаратов» действуют на его мысли, чувства, движения. Ощущает, как его собственные мысли «исчезают», а на смену им приходят "посторонние" мысли; его мысли становятся известны окружающим, путаются, перебиваются. В связи с этим он не может сосредоточиться, выполнять свою работу. В голове возникают посторонние "голоса", незнакомые, не различимые по полу и возрасту. Они не похожи на реальные. Голоса бранят больного, приказывают что-либо делать. Последнее время "голоса" стали угрожать убить, уничтожить его и всю семью. Чувствует, как у него помимо его воли меняется настроение, "голоса" при этом говорят: "плачь, смейся", он им подчиняется. "Под воздействием аппаратов" шевелит языком, производит движения руками, головой. Эти люди преследуют его всюду, он не знает, кто они, но догадывается, что это организация, имеющая отношение к науке. Его выбрали для этой роли, т.к. он обладает свойством ощущать постороннее воздействие. С детских лет - он чувствительный, малообщительный, обидчивый, интересовался вопросами физики, техники. В подростковом возрасте увлекся вопросами передачи мыслей на расстоянии, много читал, еще больше отдалился от товарищей. Окончив школу и институт, стал работать в НИИ, где с первых дней работы понял, "что находится под надзором", что "за ним следят", проверяют его. Замечал на улице и на работе подозрительных людей, которые следили за ним. Примерно через 3 года убедился в своих предположениях, почувствовал на себе воздействие "аппаратов", передающих ему мысли, разговаривающих с ним. Обратился к врачу "для проверки здоровья", т.к. в будущем, на работе, к которой его готовят он должен иметь "железное здоровье". Считает, что голоса принадлежат людям другой партии, и с его помощью они будут разгромлены. Интересы ограничены вопросами возможности передачи мыслей на расстоянии. Стал хуже справляться с работой, не тяготится плохими отношениями с сотрудниками; равнодушен к жене и детям. Был понижен в должности, лишен премии, но говорит об этом спокойно. Мимика бедная, однообразная. Речь обстоятельная, многословен. Склонен к пустому рассуждательству. Уверен в справедливости своих высказываний. Разубеждению не поддается. Все факты интерпретирует лишь в плане своих идей. Вопросы:

1.Какие психопатологические симптомы у больного?

2.Сформулируйте синдромальный диагноз.

3.Определите негативную симптоматику.

4.Проведите возможную дифдиагностику.

5.Определите тактику врача общего профиля.

6.Каковы принципы лечения больных с данным за болеванием?

Эталон решения задачи: в психическом статусе выявляются бредовые идеи преследования, воздействия с явлениями психического автоматизма: воздействуют аппаратами на мысли, чувства, движения; отмечаются слуховые псевдогаллюцинации, иногда императивного характера (голоса, отличающиеся от реальных, возникают внутри головы, при помощи телепатического аппарата, приказывают что-либо). Есть расширение системы бреда: сначала проверяли, затем стали готовить к чему-то; в преследование включается все большее число людей. Психическое состояние больного можно квалифицировать как галлюцинаторно-параноидный синдром (синдром Кандинского-Клерамбо).

Для того чтобы обосновать нозологический диагноз нужно знать особенности изменений личности и течения болезни. В данном случае заболевание возникло у личности с шизоидными чертами в анамнезе, около 4 лет назад, протекает непрерывно. Начало характеризовалось паранойяльным синдромом (интравертированным систематизированным бредом преследования), который примерно через 3 года трансформировался в параноидный синдром.

Страницы: 1 2 3


Воображение и речь
Исследования показали, что очень мощный шаг в развитии воображения совершается в непосредственной связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием воображения обнаружило зависимость этой функции от развития речи. Задержка в развитии речи, как установлено, знаменует собой и задержку развития воображения. Э. Блейлеру и его школе мы обязаны ...

Результаты методики №2
Интерпретация результатов методики по шкале наблюдения Гамильтона. Методика основывается на визуальном контакте с испытуемым. Проводилась при непосредственном наблюдении, беседы с испытуемым. Результаты методики представлены в ниже следующей таблице. Испытуемый Количество баллов Уровень Абдулин 39 Высокий Антропов 23 Средний Барбашева 14 ...

Особенности развития самооценки детей старшего дошкольного возраста
Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что он видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир. Ж. Пиаже показал, что у ребенка в дошкольном возрасте складывается артификалистическое мировоззрение все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы ...