Другая психология » Развитие памяти у детей с задержкой психического развития » Использование дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития

Использование дидактической игры для коррекции памяти у детей с задержкой психического развития
Страница 3

Подчеркивая важность и полезность «игровой школы» в педагогической работе с детьми с задержкой психического развития, П.Ф. Каптерев[18], русский педагог и психолог, писал: «Детей, отстающих в своем развитии от других по различным причинам: тугих на развитие, медленных в соображениях не совсем хорошо понимающих всякого рода отвлеченности, – таких детей много.

Такие дети в школе без игр вместо того, чтобы развиваться, будут тупеть, прозябать, проводить время в ничегонеделании. Если учитель будет настолько искусен, что уроки по учению до некоторой степени свяжет с играми, если он ухитрится смягчить таким детям резкость перехода от свободной энергичной игры к отвлеченному связанному с неподвижностью, с сидением учению, то он получит в свои руки ключ к раскрытию способностей таких детей. Учитель может руководить их развитием и оказать существенно важные, неоценимые услуги, которые отразятся самым благотворным образом на всей их последующей жизни».

Для педагога начальной школы игра может стать одним из инструментов развития школьно-значимых психологических и психофизиологических функций учащихся, активизации их познавательных способностей, воспитания устойчивого интереса к интеллектуальной деятельности и потребности в ней.

Комплексное проведение медико-педагогических мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию отклонений в психофизическом развитии детей с задержкой психического развития включает:

а) раннюю диагностику задержки психического развития у ребенка;

б) тщательное изучение состояния познавательных способностей детей с задержкой психического развития, общего состояния их здоровья и потенциальных возможностей их развития (с учетом «зоны ближайшего развития» ребенка);

в) проведение коррекционно-воспитательной работы, направленной на максимальное развитие познавательных возможностей детей и обогащения их практического опыта;

г) лечебно-оздоровительные мероприятия.

Игровые задания по коррекции и развитию произвольной памяти. Формирование произвольных процессов памяти у школьников с нарушением интеллекта связано прежде всего с развитием умений принимать мнемическую задачу: уметь выслушать задание до конца; стремиться активно запомнить необходимую информацию в процессе воспроизведения.

Данные упражнения способствуют развитию произвольной памяти в процессе учебной деятельности.

1) Учащимся демонстрируют картинку, на которой изображено 8–10 предметов. Время показа 10–20 секунд. Необходимо запомнить как можно больше предметов.

2) По памяти подробно описать, что было изображено на иллюстрации по которой проводилась работа.

3) На доске в разных местах прикрепляют изображения предметов, геометрические фигуры, цифры, буквы в количестве 6–8. Учащимся предлагают внимательно рассмотреть, где что находится, в течении 30 секунд. Затем доску прикрывают ширмой, необходимо вспомнить, какие изображения в каких местах доски находились.

4) Педагог зачитывает 5–7 слов, не связанных по смыслу. Затем повторяет их, пропустив одно слово, два слова. Детям следует восстановить цепочку слов по памяти.

5) Ученики по команде педагога воспроизводят по памяти ряд двигательных действий.

Современные ученые подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей учащихся, а с другой – может служить и эффективным средством преодоления трудностей в этом развитии, «генератором» процесса психолого-педагогической коррекции (Л.А. Венгер, Ю.3. Гильбух, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, У.В. Ульенкова и др.)[19].

При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у учеников «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. С.А. Шмаков[20] (1994) считает, что само название используемых с этой целью игр – интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические – звучит обнадеживающе и подчеркивает их обращенность в первую очередь к интеллекту, развитию всех свойств ума и стимулированию познавательной активности детей. Такие игры могут быть построены на учебном и неучебном материале и включены в структуру любого урока по любому предмету, а также в режим работы группы продленного дня.

Страницы: 1 2 3 4


Теория предрасположенности
Два любопытных факта были обнаружены в рамках моделей кондиционирования и обучения на моделях, но не получали должного объяснения. В экспериментах по классическому обусловливанию страха младенцев легко удавалось научить бояться крыс, но практически не удавалось научить бояться деревянной уточки или детской пирамидки. Обезьяны в экспериме ...

Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Перинатальный опыт в данном рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния, пережитого (испытанного) ребенком при рождении. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к ко ...

Эффективность плацебо
Термин "плацебо" происходит от латинского слова placeo - нравиться. Таблетки-"пустышки", обманка-плацебо может быть чем угодно - не обязательно пилюлей. Внушить больному хорошее настроение можно самыми разными немедикаментозными способами - от трепанации черепа до хорошего обращения врача с пациентом. Но самое верное ...