Другая психология » Развитие памяти у детей с задержкой психического развития » Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения

Особенности построения уроков в системе компенсирующего обучения
Страница 2

Важным психолого-дидактическим условием организации учебной деятельности школьников, позволяющим обеспечить ее лечебных и коррекционных эффект, является изменение подхода к оценке. Она используется не как карательное орудие за недостаточные способности и усердие, а как вознаграждение за трудолюбие, прилежание, продвижение.

Главным объектом оценивания становиться процесс деятельности. Оценка результатов учебной работы дается в виде содержательных оценочных суждений педагога и самих учащихся, при оценке друг друга и самого себя, что в значительной степени способствует формированию рефлексии. Известно, что рефлексия (умение оценить самого себя) как в жизнедеятельности, так и в учебной деятельности – показатель интеллектуального и личностного развития. Основанием оценки при этом становиться критерий относительной успешности.

Обучение действует на усвоение знаний, развитие школьников не только через формы, методы и приемы учебной деятельности, но и через атмосферу учения, самочувствия ребенка. Реализация целей компенсирующего обучения вносит коррективы и коммуникативный компонент урока. Прежде всего изменяется стиль общения педагога с учеником, создается и культивируется атмосфера раскрепощенности, творческого сотрудничества, учение с удовольствием, с чувством равенства, отсутствием боязни допустить ошибку при высказывании своей точки зрения (так как признается право на ошибку и сама ошибка используется как средство при отработки предметных затруднений.

Все это формирует у ребят адекватную внутреннюю позицию, которая способствует росту обучаемости, нормальному психическому развитию.

Общение на уроке осуществляется через учебное сотрудничество на двух уровнях: «учитель – ученик» и «ученик – ученик». Общение на втором уровне происходит через коллективную деятельность, где идет распределение не только социальных ролей (учитель – ученик), но и предметно-содержательное распределение, а также через организацию диалога и дискуссии, правильному ведению которых дети специально обучаются. Такая организация обучения способствует: сокращению времени при формировании понятий; глубину понимания предметного материала; росту сплоченности класса. А учитель получает реальную возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

Важной особенностью урока является специальная методическая аранжировка этапа подведения итогов. Здесь происходит анализ степени достижения поставленных перед уроком целей, выясняются трудности, намечаются пути их устранения, обсуждаются домашние задания творческого характера, которые призваны обеспечить внутреннюю позицию, принятие цели следующего урока.

Особо следует остановиться на гигиенических требованиях к уроку. Продолжительность урока в 1-м классе не должна превышать 30 минут, во 2-м и 3-м классах 35–40 минут, так как последние 5 минут урока внимание и работоспособность школьноков падают, понижается качество работы. Следует разнообразить виды деятельности, так как продолжительное непрерывное выполнение на уроке одинаковых учебных операций вызывает утомление.

Работа над новым материалом следует посвящать первую половину урока, учитывая нарастающие утомление учащихся. При наличии признаков утомления у учащихся не следует пренебрегать включением в урок физкультурых минуток, музыкальных пауз, стараясь, чтобы и те и другие были подчинены перспективным целям работы.

Все это помогает более глубоко решать вопросы обучения и развития учащихся. Опыт показывает, что когда в коррекционных классах используются отдельные элементы развивающего обучения, дети становятся на ступеньку выше по своим интеллектуальным, моральным и другим качествам личности.

Страницы: 1 2 


Темперамент и общение
Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими людьми, а следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, специально изучающий динамические характеристики психики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну ...

Психологический портрет конфликтной личности
Ни для кого не секрет, что существуют люди, которые сами провоцируют конфликты. Кто они? Конфликтные люди делится на две категории. Первая - гипертимы и истероиды. Они способны мгновенно "вспыхнуть" по любому поводу, но, как правило, и быстро "отходят". Чем ярче горит факел, тем быстрее он выгорает. Такие люди не злоп ...

Роль отца в воспитании ребенка
В настоящее время, в силу сложных социально-экономических условий, отец в семье чаще является источником финансовой поддержки семьи. В связи с этим все больше и больше отцов передают свои воспитательные функции жене, членам семьи. Раньше на Руси отец был не только кормильцем и защитником, но и показателем духовного состояния семьи. Почем ...