Эмоциональные состояния
Страница 1

Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс.

Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть)- сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание (вспышка), которое полностью захватывает психику человека и предопределяет единую реакцию на ситуацию в целом. Достаточно часто эта реакция и воздействующие раздражители недостаточно осознаются – и это одна из причин неуправляемости этим состоянием. Одной их главных особенностей аффекта состоит в том, что эта эмоциональная реакция навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но сам человек при этом теряет чувство реальности.

При аффекте мало продумываются последствия совершаемого, вследствие чего поведение человека становится импульсивным. Человек перестает себя контролировать и может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, которое затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием такого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает, что человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он как будто лишается дара речи. Про такого человека говорят, что он не помнит себя, находился в беспамятстве. После аффекта часто наступает упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном. Но все же не стоит утверждать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий и не оценивает происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что происходит, просто при этом одни люди в состоянии овладеть своими мыслями и поступками а другие – нет.

Эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью состояния и также их отличительной чертой является то, что эмоции есть реакция не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Большинство предметов и явлений внешней среды воздействуют на наши органы чувств и вызывают у нас сложные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно и удовольствие и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-то неприятном для нас одновременно с тяжелым чувством может вызывать и радость от понимания того, что это неприятное осталось в прошлом. Также наблюдается яркое совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас довольно часто неприятные и тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями. Эмоции, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания и передаются другим людям, сопереживаются. А также проявляется удовлетворенность или неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Чувства – еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, которые имеют четко выраженный предметный характер. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек может переживать чувство только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства играют довольно значимую роль в построении контактов с окружающими людьми. Все мы знаем, что человек предпочитает находиться в комфортной для него обстановке, а не в условиях которые вызывают негативные эмоции. Также следует сказать, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, у другого человека может вызывать негативные чувства. Это можно объяснить тем, что опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.

Страницы: 1 2 3


Занятие №1. «В гостях у мышки»
Цель: развитие концентрации внимания, ориентировки в пространстве, налаживание контакта с группой. Задачи: 1. Развивать концентрацию внимания. 2. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 3. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 4. Воспитывать уважение к окружающему миру, терпение. 5. Воспитывать самоконтроль у ребёнка. I . ...

Виды аддиктивного поведения
Виды аддиктивного поведения имеют свои специфические особенности и проявления, они не равнозначны и по своим последствиям. При вовлеченности в какую-то деятельность развивается психологическая зависимость, более мягкая по своему характеру. Но все эти виды объединяют общие аддиктивные механизмы. Рассмотрим немного подробней отдельные форм ...

Теоретическое исследование проблемы ценностных ориентаций развития личности. Понятие и виды ценностных ориентаций личности
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживания и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Ориентация на ценности является характерной чертой человеческой жизни. В течение многовековой и ...