Семейная социализация
Страница 2

Средства семейной социализации:

1. Природные (наличие домашних животных, растений, приусадебного участка или дачи);

2. Технические (интерьер дома, его техническая оснащенность, наличие библиотеки, оснащенность и обустроенность детской игровой площадки во дворе или на приусадебном участке, детского уголка в доме);

3. Символические (традиции, обычаи, обряды).

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности стадии.

Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. На этой стадии осуществляется:

1. элементарная или первичная социализация ребенка;

2. нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;

3. концептуально-целостная, результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.

Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

1. в качестве трудоспособного члена общества;

2. в связи с выходом на пенсию.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Здесь можно сказать, что если в семье не совсем благоприятный климат (постоянные ссоры родителей, занятость родителей и т.д.), то ребенку сложно находиться в такой семье, а, следовательно, он хочет быстрее вырасти, не воспринимает родителей как идеал семьи, делает вывод, что и в его будущей семье будет тоже также. Социализация ребенка принимает отрицательный характер.

Из всего вышесказанного можно отметить, что родительство выступает как социокультурный феномен. Родители – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируется врожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода.

Каковы же реальные возможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?

Оценивание потенциальный уровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать следующие факторы.

1.Возраст ребенка. В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с ней сравнивается и иногда перешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят» сверстники и общественные институты социализации.

2.Пол ребенка. Родители по-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола, причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.

3.Наличие других агентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.

4.Специфические особенности межпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данном историческом периоде.

5.Многочисленные и совершенно неизученные компенсаторские механизмы самой социализации, уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например, эффект, встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазами хороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков, т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.

Ценный источник о родительской социализации – опыт так называемых неполных семей (семей с одним родителем), число которых быстро растет.

То, что мать может успешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – известно давно. Но существует опыт «одиноких отцов». Одиноких отцов и одиноких матерей характеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь, наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Если одинокие матери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабочены недостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Но отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка.

Более негативно влияют на развитие ребенка разводы. Разрыв родителей сильно влияет на детскую психику, особенно в раннем детстве.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что все, что происходит в семье, ребенок принимает на свой счет, на свою жизнь. От семьи, от мамы и папы зависит то, каким будет их чадо.

Ребенок как губка впитывает все то, что происходит вокруг и необходимо ответственно подходить к работе с ним как дома, так и вне его стен. Родители, при возникновении первых же проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанности на воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действовать совместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместная работа может привести к положительным результатам.

Страницы: 1 2 3


Темпинг-тест
Скоростные показатели человека (качество быстроты) в физиологии принято понимать как проявление способности совершать различного рода действия в максимально быстром темпе. Одним из интегральных показателей быстроты может быть максимальная частота движений. Согласно учению А.А. Ухтомского, количество движений, которые живая система может ...

Профилактические, диагностические и реабилитационные процедуры ПТСР
Профилактические процедуры ПТСР Существуют различные профилактические процедуры ПТСР. Это различные методики и подходы, которые позволяют человеку предотвратить ПТСР, помогающие справляться ему со стрессовыми травмирующими событиями. Мы приведем некоторые из них. · Кризисная интервенция Кризисная интервенция — это профессиональная психос ...

Проблемы депрессии в отечественной и зарубежной литературе
По мнению Нуллера Ю. Л. и Михаленко И.Н., депрессии детского возраста за последние годы стали чаще диагностироваться и отечественными, и зарубежными психиатрами, но проблема детских депрессий остается темой еще незавершенных научных изысканий. О возможности возникновения депрессии в 10 лет писали уже многие зарубежные психологи. По их на ...