Другая психология » Аддиктивное поведение молодежи и его профилактика » Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения

Теоретическое исследование профилактики аддиктивного поведения у молодежи. Характеристика аддиктивного поведения
Страница 1

Рассмотрев положение молодежи в России, мы переходим к сущности аддиктивного поведения.

Прежде чем обратиться к аддиктивному поведению, определимся с термином аддикция.

Происхождение термина аддикция восходит к рабской зависимости. Хотя наркоман может чувствовать себя порабощенным табаком, алкоголем, пищей, наркотиками, психотропными препаратами или другими людьми, эти объекты далеки от того, чтобы быть для него "паразитами". Напротив, объект наркотической привычки переживается как "хороший" по существу; иногда он даже становится единственным занятием, которое, кажется, придает смысл жизни человека. Психическая экономия, лежащая в основе наркотического поведения, предназначена для того, чтобы рассеивать чувства тревоги, гнева, вины, подавленности, депрессии или любого другого состояния аффекта, которое вызывает невыносимое психическое напряжение. Однажды созданный или обнаруженный, источник наркотического состояния или действия должен быть всегда под рукой для ослабления этих эмоциональных переживаний, пусть даже ненадолго, когда бы это ни требовалось. Таким образом, одной из целей наркотического поведения является избавление от чувств.

Некоторое преимущество термина "аддиктивное поведение" заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как "аддикта" или "аддиктивную личность" (30;11)

В этой связи целесообразно остановиться на понимании сущности понятия "привычка".

В русском языке у слова "привык" - два расходящихся смысла. Оба совпадают в смысле "принял". Принял что-то за должное, за разумеющееся .

Привыкание в первом смысле - назовем его привычкой терпения - ведет к понижению эмоциональности. Приспособился, примирился,; приноровился; привык . Привычка, во втором смысле - привычка-привязанность, привычка-пристрастие - ведет к возрастанию эмоциональности: привык, привязался, испытываю потребность, тягу, влечение, не могу без .;

Привычка-зависимость: при лишении предмета испытывается дискомфорт все более сильной степени, возникают тяга, влечение, стремление вернуть; повторить или заменить чем-либо равнозначным .

Предмет привычки становится ценностью, а затем и сверхценностью - привычка-пристрастие, а потом и привычка-мания. Переход привычки-зависимости в неуправляемое пристрастие, в одержимость, в манию начинается с той черты, когда ею начинают тесниться и подавляться, а затем и уничтожаться другие зависимости - наши естественные, первичные жизненные привычки, они же потребности - есть, двигаться, спать, любить . (30; 12)

В целом, трактовка понятия "аддиктивность" рассматривается в двух контекстах: химическая зависимость и девиантное поведение. В первом случае зависимое аддиктивное поведение это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается, как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. (30;13)

Аддиктивное поведение развивается как субъективная фиксация на том, что человек считает для себя безопасным и успокаивающим. Мучительные события жизни у лица, не имеющие ни сил, ни умения преодолевать трудности, порождают нестерпимую жажду мгновенного их устранения или немедленного счастья.

Если удается осуществить желаемое каким-то искусственным способом, то формируется связь между этим состоянием и действием, приведшим к нему. Каждое последующее подобное отрицательное переживание будет ускорять появление указанного действия. В результате человек попадает в ловушку, стремясь достичь сиюминутного удовольствия, даже не зная об отдаленных негативных последствиях. По этому механизму наркоман тянется к игле, курильщик - к сигарете, алкоголик - к стакану. Каждое очередное действие аддикта усиливает вероятность своего повторения через все более короткие промежутки времени. В этом контексте "зависимость" понимается как чрезмерная привязанность к чему-либо.

Во втором случае аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющего поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.

Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. (30;14)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Работа воспитателя по коррекции и развитию сюжетно-ролевой игры дошкольников с недостатками слухового восприятия
Важнейшим показателем развития ребенка дошкольника является уровень овладения им различными видами деятельности, которые, с одной стороны, служат источником и движущей силой развития ребенка, а с другой – именно в них наиболее ярко проявляется все его достижения. Дошкольный возраст – это возраст, который характеризуется, прежде всего, ра ...

Исследование базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ. Организация и методы исследования базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ
Целью исследования является определение особенностей базовых убеждений личности студентов АмГПГУ и ПУ № 11. Для достижения поставленной цели мы определили задачи: 1 Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов ВУЗа 2 Используя методику исследования ...

Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...