Другая психология » Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире » Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации

Основные психологические теории мотивации. Рационалистические и иррационалистические подходы к сущности и происхождению мотивации
Страница 1

Ученые считают, что источники современных теорий мотиваций стоит искать в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь великие мыслители древности заложили начало научному изучению причин активности людей и животных, их детерминации (первые теории мотивации появились в работах Аристотеля, Гераклита, Демокрита, Лукреция, Платона, Сократа). Общим в их взглядах было то, что все они считали потребности основной движущей силой активности человека, которые определяют его желания, внутренние потребности, стремления. www.cultworld.ru

Работы мыслителей древности заложили основу потребностным теориям мотивации, которые в дальнейшем были развиты французскими материалистами ХVIII столетия (К. Гельвеций, П. Гольбах, З. Кондильяк) и которые продолжают развиваться и сегодня с другими мотивационными концепциями.

Несмотря на то, что взгляды на сущность и происхождение мотивации человека неоднократно менялись, они всегда располагались между двумя философскими течениями: рационализмом и иррационализмом.

Согласно рационалистической позиции, человек представляет уникальное существо, которое не имеет ничего общего с животными. Он наделен разумом, имеет мышление, сознание, волю и свободу выбора действий, в чем и необходимо искать мотивационный источник его поведения.

Иррационализм как наука распространяется в основном на животных, утверждая, что их поведение зависимо, неосмысленно и руководствуется темными неосознанными биологическими силами, возникающие из биологических потребностей.

Расхождение во взглядах на сущность и происхождение мотивации поведения человека и животных сохранялись почти до середины ХIХ столетия.

Первыми, собственно мотивационными, психологическими теориями, которые вобрали в себя рационалистические и иррационалистические идеи, считаются концепции, которые возникли в XVII-XVIII вв.: теория принятия решения, которая на рационалистической основе объясняла поведение людей и теория автомата, которая с иррационалистических позиций трактовала поведение животных. Отдельное существование двух мотивационных теорий (для человека и для животных), поддержанное теологией и разделением философии на материалистическую и идеалистическую, существовало до конца XIX столетия.

Появление теории Ч. Дарвина, позволила свести до минимума расхождения между человеком и животным, что повлияло на все гуманитарные науки: произошло постепенное сближение позиций рационалистов и иррационалистов в учении о причинах поведения животных и людей. С одной стороны стали изучаться разумные формы поведения животных, а с другой – инстинкты и рефлексы у человека как мотивационные факторы.

Теории мотивации, появившиеся со второй половины XIX в., претерпев изменения и обогатившись, существуют и сегодня. Знание их является необходимым для понимания сложной и противоречивой теории мотивации и мотивов, поскольку, как отмечает Е.П. Ильин, - "непредубежденный анализ позволяет увидеть в разных гипотезах и формулировках много ценной информации…" [6,7]. Рассмотрим с этой точки зрения некоторые современные психологические мотивационные концепции.

Современные психологические теории мотивации

В ХХ столетии понятие "мотивация" остается тесно связанным с понятием "потребность". При этом потребностные теории мотивации противопоставляются взглядам на мотивацию бихевиористов, которые считали, что поведение осуществляется по схеме "стимул - реакция".

Бихевиористские (от анг. поведение) теории мотивации возникли в начале ХХ века (Б. Скинер, К. Спенс, Э. Толмен, Д. Уотсон, К. Халл и др.).

По мнению бихевиористов, основой активности индивида является потребность, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня, что в свою очередь побуждает организм к активности. Причем речь идет только о физиологических потребностях человека, что мало отличается по своему содержанию от потребностей животных.

Классический бихевиоризм рассматривал как основной механизм мотивации стремление человека снятие или уменьшение напряжения, причиной которого стала вынужденная потребность (принцип гомеостаза) [2, 36].

Если рефлекторное реагирование является недостаточным для удовлетворения потребности, то необходимо научение, которое, по мнению бихевиористов, возможно при наличии потребности и подкрепления (того, что эту потребность способно удовлетворить). Тогда характер самого поведения, его направленность уже зависят от внешних факторов (стимулов). Таким образом, детерминантами поведения являются физиологические процессы и внешние стимулы (подкрепление). Образ, переживание, психическое воспроизведение мира не рассматривались как качества мотивов поведения не только животных, но и людей [12, 346-347].

Страницы: 1 2 3 4


Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан)
Цель: определение уровня личностной тревожности. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Инструкция: (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешьс ...

План работы педагога–психолога на 2009-2010 учебный год
Сюда входят следующие разделы: 1.Психодиагностика -Психологическая коррекция -Психопрофилактика -Психологическое консультирование -Экспертная работа -Методическая работа 2. График работы педагога-психолога БОУ Омской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 7 I вида» 3. График коррекционно-развивающих зан ...

Специфика и способы преодоления депрессий
Проблема лечения депрессии обычно рассматривается в рамках трех подходов к воздействию на симптоматику, оказавшихся наиболее успешными по мнению специалистов: антидепрессантное медикаментозное лечение, Когнитивно-бихевиористическая терапия и интерперсональная терапия. В связи с тем, что лечение депрессии у детей является относительно мол ...