Определение EQ

Сторонники двух моделей социального интеллекта, модели способностей и смешанной модели, придерживаются разных методов определения его уровня, что зависит в первую очередь от их теоретических позиций. Сторонники смешанной модели используют методы, основанные на самоотчете, и каждая методика основывается исключительно на субъективных взглядах ее автора. Сторонники модели способностей исследуют эмоциональный интеллект, используя тестовую методику решения задач. (MSCEIT — наиболее разработанная и сложная методика). EQ определяют различными методами, используя популярные тесты

Сама идея эмоционального интеллекта в том виде, в котором этот термин существует сейчас, выросла из понятия социального интеллекта, которое разрабатывалась такими авторами, как Эдуард Торндайк, Джой Гилфорд, Ганс Айзенк. В развитии когнитивной науки в определенный период времени слишком много внимания уделялось информационным, "компьютерообразным" моделям интеллекта, а аффективная составляющая мышления, по крайней мере, в западной психологии, отошла на дальний план.

Понятие социального интеллекта как раз и явилось звеном, связывающим воедино аффективную и когнитивную стороны процесса познания. В сфере социального интеллекта вырабатывался подход, понимающий познание человека не как "вычислительную машину", а как когнитивно-эмоциональный процесс.

Другой предпосылкой повышенного внимания к эмоциональному интеллекту стала гуманистическая психология. После того, как Абрахам Маслоу в 50-х годах ввел понятие самоактуализации, в западной психологии случился "гуманистический бум", который породил серьезные интегральные исследования личности, объединяющие когнитивные и аффективные стороны человеческой природы.

Один из исследователей гуманистической волны Питер Салоуэй в 1990 году выпустил статью под названием "Эмоциональный интеллект", которая, по признанию большинства в профессиональном сообществе, стала первой публикацией на эту тему. Он писал, что последние несколько десятков лет представления и об интеллекте, и об эмоциях коренным образом изменились. Разум перестал восприниматься как некая идеальная субстанция, эмоции как главный враг интеллекта, и оба явления приобрели реальное значение в повседневной человеческой жизни.

Салоуэй и его соавтор Джон Майер определяют эмоциональный интеллект как "способность воспринимать и понимать проявления личности, выражаемые в эмоциях, управлять эмоциями на основе интеллектуальных процессов". Другими словами, эмоциональный интеллект, по их мнению, включает в себя 4 части: 1) способность воспринимать или чувствовать эмоции (как свои собственные, так и другого человека); 2) способность направлять свои эмоции в помощь разуму; 3) способность понимать, что выражает та или иная эмоция; 4) способность управлять эмоциями.

Как позже написал коллега Салоуэя Девид Карузо, "очень важно понимать, что эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов".

Итак, если обобщить все вышесказанное, получается, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта хорошо понимают свои эмоции и чувства других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, и поэтому в обществе их поведение более адаптивно и они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.


Выводы
1. Подростки с различной акцентуацией характера уже в возрасте 14-17 лет имеют четко сформировавшиеся акцентуированные черты, в целом соответствующие взрослому возрасту. При этом гипотеза о том, что акцентуация личности подростка предполагает выбор определенной профессиональной деятельности, полностью подтвердилась. 2. Подростки с истери ...

Содержание общения
Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. На уроке истории учитель сообщает факты далекого прошлого нашей Родины, школьник растолковывает своему товарищу теорему Пифагора, закон Кулона. Учащиеся — красные следопыты совместно разыскивают документы, вещи героев гражданской и Отечест ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с
Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи. Нами были использованы следующие методики исследования: 1. «Рисунок несу ...