Другая психология » Возможности формирования игровой деятельности дошкольника с недостатками слухового восприятия » Экспериментальное исследование. Характеристика методов, используемых в практической части выпускной квалификационной работы

Экспериментальное исследование. Характеристика методов, используемых в практической части выпускной квалификационной работы

Цель настоящего исследования: изучить особенности сюжетно-ролевой игры и возможности развития ребенка старшего дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия в процессе игровой деятельности.

Основной метод исследования: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение за игровой деятельностью испытуемых детей использовалась методика из книги «Психология игры» Д.Б. Эльконина (Приложение 1), где определялся уровень развития сюжетно-ролевой игры по следующим категориям: содержание игры, сюжет игры, выполнение роли и взаимодействие детей в игре, игровые действия и игровые предметы, правила игры, игровые отношения. Всего в методике описаны четыре уровня.

Проведение исследования.

Проводят наблюдение в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 5–6 лет.

В работе были использованы три этапа эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный.

Констатирующий этап эксперимента включил в себя: краткую характеристику базы исследования; характеристику субъектов исследования – контрольной и экспериментальной подгрупп детей.

На этапе констатирующего эксперимента выявлялись уровни развития игровой деятельности испытуемых детей.

На этапе формирующего эксперимента проводилась коррекционно-педагогическая и развивающая работа, направленная на устранения имеющихся отклонений, повышения уровня сформированности навыков, умений в игровой деятельности детей экспериментальной подгруппы.

На контрольном этапе эксперимента выявлялся уровень актуального развития ребенка, уровень сформированности умений и навыков, качеств в игровой деятельности ребенка. Затем проводился сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов для выявления динамики развития сюжетно-ролевой игры у детей из экспериментальной группы.


Типы детских возрастов
Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается пре ...

Формы мышления
На основе многолетних экспериментальных исследований Ладыгина-Котс пришла к выводу, что мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, что это мышление в действии, причем эти действия являются всегда предметно-отнесенными. Такое мышление в действиях, по Ладыгиной-Котс, представляет собой практический анализ и ...

Условия и пути самореализации личности
Принадлежность к группе и чувство самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, так как человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. И напротив, патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты &quo ...