Другая психология » Исследование некоторых особенностей внимания у подростков 18-20 лет » Теоретическая часть. Физиологическая основа внимания.

Теоретическая часть. Физиологическая основа внимания.

Согласно данным психофизиологии, селективность/ направленность сознания, в которой и заключается сущность внимания, возможна, прежде всего, на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью. Активное избирательное внимание осуществляется в состоянии повышенного, настороженного бодрствования, тогда как отвлекаемость и трудности сосредоточения возникают, как на фоне пассивного или диффузного бодрствования, так и на фоне чрезмерного бодрствования - эмоционального возбуждения, тревоги, беспокойства. Таким образом, физиологической основой внимания является общая активация деятельности мозга, обеспечивающая переход от пассивного к активному бодрствованию и связанная с возбуждением ретикулярной формации, которая, в свою очередь, повышает тонус коры головного мозга.

В то же время, избирательность внимания находит объяснение в свете представления о ведущей роли коры больших полушарий и открытого И.П.Павловым закона индукции нервных процессов. Согласно этому закону, процессы возбуждения, возникающие в одной области коры головного мозга, вызывают торможение в других ее областях. И, наоборот, торможение в одной части коры влечет за собой повышение возбуждения в других. Так что в каждый момент времени в коре головного мозга может быть обнаружен определенный «очаг повышенной возбудимости», который И.П.Павлов сравнивал со «светлым пятном», окруженным более или менее значительной тенью. Психологический смысл закона индукции выражается, в частности, в том, что концентрация внимания на каком-либо объекте или аспекте деятельности требует торможения побочной, конкурирующей активности и игнорирования внешних воздействий, несоответствующих актуальным потребностям и задачам субъекта. Экспериментально доказано наличие тормозящих влияний коры на ретикулярную формацию, обеспечивающих ее избирательную активацию.

Для прояснения физиологической природы внимания также имеет большое значение принцип доминанты, выдвинутый А.А.Ухтомским. Согласно этому принципу, в мозгу всегда имеется доминирующий очаг возбуждения, который как бы притягивает к себе все нервные импульсы, поступающие в это время в мозг, за счет чего усиливается его «господство». Основой возникновения такого очага является не только интенсивность действующего раздражителя, но и внутреннее состояние всей нервной системы, обусловленное предшествующим опытом, наличием определенной совокупности доминирующих возбуждений и торможений. Психологически доминанта проявляется в избирательном внимании к одним раздражителям при отвлечении от других.

Эксперименты с рассеченными полушариями мозга показывают, что процессы внимания тесно связаны с работой мозолистого тела и подчиняются общим законам межполушарной функциональной асимметрии мозга. Иными словами, каждое из полушарий выполняет специфическую функцию в организации внимания. При этом левое полушарие обеспечивает селективное внимание, правое - поддержку общего уровня настороженности, а посредством их интеграции достигается целостность процесса.


Психологическое соотношение Востока и Запада по К.Г. Юнгу с элементами исторических хроник
В настоящее время стало модно интересоваться тем, что покрыто тайной, где тонкая связь различных понятий была закрыта для европейцев. Многое, конечно, ещё скрыто от чужого взора, и это, конечно, правильно. Но что касается боевых искусств, здесь нет никакой тайны, но сначала, конечно, нужно изучить и понять восточную культуру и природу пр ...

Функции общения
Общение – это полифункциональный феномен. Существует несколько классификаций его функций. Б.Ф. Ломовым выделены три функции: - информационно-коммуникативная; - регуляционно-коммуникативная; - аффективно-коммуникативная. Первая состоит в передаче информации. Она предполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передает ин ...

Работа педагога-психолога по коррекции памяти у детей с задержкой психического развития коррекционного 2 класса МОУ СОШ с. Кировское. Итоги констатирующего этапа: диагностика памяти у детей с задерж
В целях реализации выдвинутой гипотезы была проведена исследовательская работа в коррекционном 2 классе Муниципального образовательного учреждения средне образовательной школы с. Кировское, педагога-психолога Фисуненко Ю.Г. и классного руководителя 2 класса Семеновой Н.В. Период проведения исследовательской работы с 20. 10. 2008 г. по 2. ...