Понятие и механизмы внушенияСтраница 4
Итак, раскрывая место установки в поведенческом акте, характеризуя установку как внутреннюю неосозноваемую форму психической активности, мы тем самым описываем модель механизма внушения.
Обратимся к примеру. Мы хотим внушить испытуемому, находящемуся в бодрствующем состоянии, определённый поведенческий акт: выпить из стакана воду. Для этого начинаем разговор о жажде, наливаем в свой стакан воду и с жадностью пьём, выражая всем своим видом удовольствие, сообщая, что вода вкусная и прохладная. Внушение в данном случае опирается на определённый уровень потребности организма испытуемого в утолении жажды.
Обозначим данную потребность через "П1", а само внушение буквой "В".
Опираясь на существующие у человека потребности, внушение или усиливает или изменяет их и создаёт тем самым новые потребности. В нашем случае внушение усилило жажду. Возникла новая потребность, назовём её "П2". Новая потребность образует соответствующую внушению установку ("У") на предстоящее действие ("Д").
У нашего испытуемого путём внушения была создана установка (состояние готовности организма) удовлетворить жажду. Поэтому естественно, что он берёт стакан в руки и пьёт. Это действие совершается им не как результат обдумывания, а на основе прошлого опыта.
Выразим этот опыт через букву "О", а действие, совершённое в виде импульсивного поведения, обозначим через "ИП".
Символическое выражение различных компонентов поведенческого акта даёт возможность в виде схемы изобразить процесс влияния внушения на определённое действие. Эта схема в соответствии с тем, что было сказано выше, приобретает следующее выражение:
В – П1 – П2 – У – О – ИП – Д
Можно предположить, что аналогичная схема отражает модель поведенческого акта, совершаемого под влиянием не только внушения, но и любого внешнего воздействия.
В чём же особенность влияния внушения?
Его специфика состоит в том, что эта сложная схема поведенческого акта протекает здесь неосознаваемо. Контроль сознания или совершенно отсутствует или значительно ослаблен.
Внушая что-либо испытуемому, находящемуся в гипнозе, мы, разумеется, идём в обход сознания. Но соответствующий акт легко внушить человеку и в бодрствующем состоянии.
Следовательно, предлагаемая схема должна показывать и ту сферу психики, которая превалирует в процессе выполнения внушённого действия.
Естественно – научные основы механизма внушения показывают универсальность этого явления и открывают перспективы для управления суггестией в социальной работе, в психолого – педагогических целях.
Принципы организации
воспитательной работы в детском доме
1. Принцип творческого начала в проведении и организации любого воспитательного мероприятия. Под этим понимается хорошо продуманное по содержанию, четко организованное по форме, но с элементами неожиданности, творчества, проблемности, сюрприза. Особенно это важно для воспитанников, которые в силу обстоятельств лишены должного социального ...
Виды конфликтов
Конфликты бывают весьма разнообразными, и их можно классифицировать по различным признакам. В настоящее время различают: - внутриличностные; - межличностные; - между личностью и группой (внутригрупповые); - между двумя или несколькими группами людей (межгрупповые). Внутри личностный конфликт. Может возникнуть, когда производственные треб ...
Вступление.
Процессы психического отражения характеризуются предметностью, избирательностью и направленностью. Как отмечал Э.Гуссерль (1859-1938), «всякое сознание «интенционально», т.е. является «сознанием о…» чем-либо». В обыденном языке эта направленность сознания на материальный или идеальный объект передается с помощью оборотов: я думаю о (чем- ...