Другая психология » Внушение и его роль в общественной жизни » Логика процессов личностного развития человека. Системно-структурное представление о развивающейся личности

Логика процессов личностного развития человека. Системно-структурное представление о развивающейся личности
Страница 2

Соответственно, интернализация адекватно определяется только в мотивационном плане: мерой мотивов, внутренне и внешне направленных, или мерой "мотивов отношения" и "мотивов достижения". Коротко говоря, интернализация есть воплощённая мотивация, смыслообразующая основа процессов самообразования человека. Личность как субъект есть личность, репрезентированная в таком психологическом образовании, как мотивация. Возращаясь к первым двум стадиям личностного развития с позиции проведённого здесь определения субъекта, можно утверждать, что личность как индивид конституируется темпераментом, а личность как индивидуальность – характером.

Темперамент, характер и мотивация, с учётом их взаимной компенсации и дополнительности, предопределяют то, каким образом может быть осуществлена объективация личности, в результате которой внутренние условия образования человека объединяются с условиями внешними. Это объединение представляет собою взаимное преломление внешнего и внутреннего, так что не все внутренние, потенциальные способности, например, не все и не в той же самой степени черты характера, приобретают статус мотивов поведения, и тем более они не обязательно становятся актуализированными свойствами личности.

Полное логическое завершение система образования человека как личности получает в прцессе объективации её взаимосвязанных макрохарактеристик.

Интеграция личности. Интеграция или актуализация свойств личности является продуктом и условием процесса их объективации. Она выражается мерой реализации человеческого потенциала в содержании всех видов деятельности и на протяжении всего жизненного пути человека. В явлении своей актуализации личность как объект представляет собою психологическое основание социализации человека. В актуализации реализуется возможность социальной и профессиональной интеграции личности в системе общественного развития труда.

Социальная адаптация человека на этой стадии образования не непосредственна, не ситуативна, она является опосредствующей, т. е. предпологающей обретение личностью самой себя с помощью некоторых собственных "орудий" умственного и физического труда как средств процесса объективации. Адекватно смыслу актуализации личности понятие, дополяющие ряд: темперамент, характер, мотивация, - это способности, а также талант и гениальность. Эти понятия особенно акцентируют собою социальную сторону человеческих способностей, состоящую в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Только в случае принятия обществом или отдельными его группами способности, талант и гениальность выявляются как таковые.

Поэтому человек вынужден прилагать иногда весьма значительные усилия, чтобы найти формы и условия становления самодеятельности, как деятельности профессионально и социально значимой. Таким образом, способности не сводятся к овладениям некоторыми знаниями, навыками, умениями, вообще к овладению некоторыми элементарными функциями. Способности с этой точки зрения если и не являются "функциями", то, согласно социокультурной теории Л.С.Выготского, высшими, причем не столько психическими, сколько именно психологическими.

Способности, как высшие психологические функции, высшие личностные образования оформляются в межличностном общении, преобразуясь и преобразуя собою все ранее возникающие личностные макрохарактеристики: темперамент, характер, мотивацию. В целом процессы субъективации и объективации совместно представляют собой социальное образование человека, его социализацию. [ 3 ]

Страницы: 1 2 


Основные принципы психоанализа
Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, “кипящий” пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом , он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь ...

Нарушения сознания
Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Измененные состояния сознания — это общее понятие, которое обозначает особые, необычные состояния сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе ф ...

Особенности формирования личности ребенка в неполной семье
Давно известно, что появление эмоциональных расстройств, нарушений поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейные конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний могут стать сильными психотравми ...