Другая психология » Внушение и его роль в общественной жизни » Стадии личностного развития человека

Стадии личностного развития человека

В отличии от приведенной выше логики процессов образования человека, выделяют всего три фазы развития личности: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию в координатах потребностей и способностей, извне приписываемых человеку. Вместо сознания и самосознания вертикаль человеческого бытия представляется потребностями а горизонталь – способностями. При этом процесс развития личности изначально рассматривается как следствие внутригрупповых отношений в "относительно стабильной общности". Таким образом личность лишается сознания и самосознания и вообще самодеятельного начала; показательно, что стадии субъективации, где личность интернализируется и автономизируется не существует.

Развитие личности сводится к простому, многократному воспроизведению ее функционирования по схеме из трех указанных фаз. Действительно, если сознание и самосознание личности не является образующими ее систему координат, то единственно возможным логическим выводом становится признание личности не более чем социализированной индивидуальностью. То есть не субъективные свойства личности и не их объективация становятся "вершиной личности", а свойства индивидуальности занимают их место. На самом деле индивидуальность человека является не вершиной, а глубиной его личности, - со всеми неопределенными еще интеграциями и неактуализированными "новообразованиями".

Личность, является таковой если она функционирует в составе общности, - тем самым предполагается решение вопроса о социальности человека.

Кроме этого, прежде чем рассматривать общность социального и индивидуального, необходимо показать, что всякая отдельная личность, если она самостоятельно существует, а не только функционирует, уже является некоторой сложной общностью.

Действительно, индивидное в личности есть сходное, а индивидуальное – отличное, т.е. индивидное и индивидуальное совместно представляют собой природу человека, родовую человеческую общность, объединяющую отдельного человека со всеми подобными ему людьми, - в смысле сходства и уникальности его родовой психической организации, предполагающей определенную специфику общечеловеческих потребностей и способностей и, в частности, темпераментов и характеров.

Далее субъективное есть уникальное, но уже в социально-историческом, а не в природном плане: человек, как известно является субъектом труда, игры, познания, общения и собственного образования, субъектом всей своей истории и культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуализированного человеческого потенциала, в социально-профессиональном самоопределении человека, есть сходное.

Субъектное и объектное самоопределение личности совместно представляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющего отдельного человека с ему подобными разумными существами, в смысле сходства и отличий его социально-психологической организации, предполагающей, что человек обладает не только элементарными психическими функциями, но и высшими интеллектуальными функциями, благодаря которым он и является личностью, способной в конечном счете представлять общество, а не сумму функционирующих особей.


Занятие №9 «В гостях у кошки»
Цель: развитие распределения, концентрации и объёма внимания, наблюдательности. Задачи: 1. Развивать распределение, объём и концентрацию внимания, наблюдательность. 2. Развивать мелкую моторику рук. 3. Оптимизировать ориентировку в пространстве. 4. Создать положительный эмоциональный фон занятия. 5. Воспитывать уважение к окружающему мир ...

Манипулирование
Эффекторные органы позвоночных всегда выполняют сразу несколько функций – помимо основной функции еще большее или меньшее число дополнительных. В этом проявляется мультифункциональность этих органов. Что касается конечностей высших позвоночных, то, как уже отмечалось, их основой является опорно-локомоторная функция: все же дополнительные ...

Теоретический анализ проблемы профориентации учащихся и их профессионального выбора. Профориентация учащихся на современном этапе
Выбор профессии – важнейший этап в жизни любого человека. Неудачное профессиональное (а в более широком смысле – и трудовое) самоопределение и недостаточная самореализация могут стать причиной многих собственно психологических, жизненых, экзистенциальных (а может даже и патопсихологических) проблем. Помочь школьникам в правильном професс ...