Введение
Страница 1

Актуальность. Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует социальную и психологическую зрелость подростка. Наука давно доказала, что подростки имеют огромные возможность и от их раскрытия во многом зависит будущее и каждого, и общества и каждого человека, и общества в целом. В каждом учении живёт свой исследователь, свой изобретатель, который ждёт, когда создадутся условия для творческой деятельности.

Творческий человек всю жизнь как бы уточняет для себя смыслы своего труда и жизни. Определив какой-то смысл в трудовой деятельности, уважающий себя человек затем стремится найти более интересный и личностно значимый смысл, в итоге вся жизнь (в том числе и трудовая) превращается в непрерывный творческий «поисковый» процесс.

Однако сегодня, в эпоху массовой культуры и «эстетизированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления, ценность самого труда всё больше уходит на второй план, а на первом месте для многих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий для жизни. Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которые профессиональный труд рассматривают в лучшем случае лишь как средство, источник получения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей и смыслов.

Но человек лишь тогда может ощущать прелесть жизни, когда он своими делами делает лучше («прекраснее») окружающий мир, делает более счастливыми окружающих людей, испытывает удовлетворение от своей работы, имеет успех в своей деятельности.

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это: развитие индивидуальных способностей учащихся; расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями; развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов; обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации.

Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся:

- система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;

- диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва);

- теоретические и методические основы профконсультации молодёжи (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва);

- банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва);

- системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров, Киров; Н.К.Степаненков, Минск);

- общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре);

- особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент);

- формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск);

- использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессий, учебного заведения или специальности в конкретном заведении.

Понимая важность и сложность формирования духовного мира и духовной культуры труженика любой отрасли народного хозяйства и промышленности, а также принимая во внимание то, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологические особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии, мы выбрали для данной работы одну из исследуемых сторон профессиональной ориентации и сформулировали тему следующим образом: «Влияние темперамента учащихся на их профессиональный выбор».

Противоречие: между важностью правильного выбора профессии и низким уровнем профориентационной работы в учебных заведениях.

Проблема. Каковы факторы, оказывающие влияние на выбор профессии и которые необходимо учитывать при организации профориентационной работы.

Объект. Профессиональный выбор и профессиональное самоопределение детей старшего школьного возраста.

Предмет. Темперамент как один из факторов оказывающих влияние на выбор профессии.

Цель исследования. Выявление и экспериментальная проверка влияния темперамента детей старшего школьного возраста на их профессиональный выбор.

Гипотеза. Учащиеся с разным темпераментом выбирают разные типы профессий и разные виды профессиональной деятельности.

Задачи.

Страницы: 1 2


Проксемика
Одним из первых пространственную структуру начал изучать американский антрополог Эдуард Т. Холл, который в начале 60-х годов ввел термин «проксемика» (proximity – «близость»). Сам Э. Холл называл проксемику «пространственной психологией». К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между н ...

Проксемические особенности невербального общения
Пространство и время также выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку. Недавно было обнаружено, что у человека есть свои охраняемые зоны и территории. Их изучение не только обогатит представление о собственном поведении и поведении других людей, но и поможет спрогнозировать реакцию другого человека в процессе ...

Эмоции и эмоциональные состояния
Любовь, самоуважение, гордость, честь, мужество, симпатия, привязанность, совесть — все эти общечеловеческие ценности основаны на эмоциях. Если бы мы относились к ним равнодушно, они не были бы ценностями, ибо, для того чтобы це­нить что-то, нужно относиться к этому эмоционально — любить, радоваться, инте­ресоваться или гордиться. Каждый ...