Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения

Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения

Мотивы выбора профессии связаны с избирательным отношением человека к отдельным видам профдеятельности. Они характеризуют причины, побуждающие человека выбрать ту или иную профессию. Эти мотивы необязательно должны осознаваться. «Вопрос о мотивах выбора профессии – это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы Потребности, интересы и намерения пытается реализовать выбираемой сфере деятельности.»

Иващенко Н. Психология трудового воспитания. Минск 1998.

В настоящее время исследования в данной области начинают широко использовать понятие «одаренность». Наиболее интенсивно исследования по профессиональной одаренности велись в 1920-30 гг. в рамках психотехнического направления. Именно в этот период были сформулированы понятия умственной, технической, моторной одаренности, обсуждались и другие виды одаренности в связи с выбором будущей профессии.

Другое понятие - «профессиональное самоопределение личности» - характеризует сферу человека, точнее говоря, сферу его профессионального самоопределения, которое связано с динамикой само оценочных суждений. Определяя данное понятие, Т.Кудрявцев и В.Шегурова подчеркивают, что профессиональное самоопределение прежде всего – это устойчивое положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.

Давая общую оценку месту и роли данного понятия в ходе исследования процессов профессионализации, отмеченные авторы пишут, что «профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, а с другой – как критерий одного из этапов этого процесса».

Проведенный анализ позволяет взглянуть на профориентацию и психологические механизмы, которые она регулирует, с точки зрения профессионализации в целом.

Во-первых, очевидно, что ситуация профессионального выбора возникает на любом этапе профессионального пути и не может быть связана только с периодом подросткового возраста.

Во-вторых, ситуация профессионального выбора является мотиватором специфической активности личности, в рамках которой эта ситуация может быть разрешена положительно; для того что бы она была эффективной, человек должен обладать соответствующими знаниями и умениями, способностями иметь желание эту активность проявить.

В-третьих, профориентация – это прогнозирование профпригодности человека к конкретным видам и формам профессиональной деятельности, т.е. здесь, в отличие от ситуации трудового обучения и воспитания, в качестве ориентиров выступают не общие, а особенные и индивидуальные свойства трудовой деятельности.

В-четвертых, процесс профессионального самоопределения необходимо анализировать как на уровне поиска соответствия между качествами личности, ее потребностями, содержанием профессиональной деятельности, так и на уровне наличия у человека знаний умений и навыков, способностей, типологических особенностей личности необходимых для данного поиска.


Центральная нервная система
В соответствии со сложной и высокодифференцированной организацией двигательного аппарата находится и сложное строение центральной нервной системы насекомых, которую, однако, мы можем здесь охарактеризовать лишь в самых общих чертах. Как и у кольчатых червей, основу всей нервной системы составляют у насекомых метамерно расположенные гангл ...

Качественная и количественная обработка результатов
В результате качественной обработки результатов были определены типы темперамента испытуемых, предпочитаемые ими профессии и виды профессиональной деятельности. Количественные данные использовались для статистической обработки. Исходя из гипотезы мы должны установить наличие либо отсутствие связи между определённым типов темперамента исп ...

Классическая высшая ступень AT
Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT. Овладевает возможностью вызывать и удерживать перец с ...