Другая психология » Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся » Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения

Мотивы выбора профессии и сущность профессионального самоопределения

Мотивы выбора профессии связаны с избирательным отношением человека к отдельным видам профдеятельности. Они характеризуют причины, побуждающие человека выбрать ту или иную профессию. Эти мотивы необязательно должны осознаваться. «Вопрос о мотивах выбора профессии – это вопрос о том, что ищет в профессии личность, какие жизненные планы Потребности, интересы и намерения пытается реализовать выбираемой сфере деятельности.»

Иващенко Н. Психология трудового воспитания. Минск 1998.

В настоящее время исследования в данной области начинают широко использовать понятие «одаренность». Наиболее интенсивно исследования по профессиональной одаренности велись в 1920-30 гг. в рамках психотехнического направления. Именно в этот период были сформулированы понятия умственной, технической, моторной одаренности, обсуждались и другие виды одаренности в связи с выбором будущей профессии.

Другое понятие - «профессиональное самоопределение личности» - характеризует сферу человека, точнее говоря, сферу его профессионального самоопределения, которое связано с динамикой само оценочных суждений. Определяя данное понятие, Т.Кудрявцев и В.Шегурова подчеркивают, что профессиональное самоопределение прежде всего – это устойчивое положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности.

Давая общую оценку месту и роли данного понятия в ходе исследования процессов профессионализации, отмеченные авторы пишут, что «профессиональное самоопределение рассматривается, с одной стороны как «ядро», наиболее значимый компонент профессионального развития человека, а с другой – как критерий одного из этапов этого процесса».

Проведенный анализ позволяет взглянуть на профориентацию и психологические механизмы, которые она регулирует, с точки зрения профессионализации в целом.

Во-первых, очевидно, что ситуация профессионального выбора возникает на любом этапе профессионального пути и не может быть связана только с периодом подросткового возраста.

Во-вторых, ситуация профессионального выбора является мотиватором специфической активности личности, в рамках которой эта ситуация может быть разрешена положительно; для того что бы она была эффективной, человек должен обладать соответствующими знаниями и умениями, способностями иметь желание эту активность проявить.

В-третьих, профориентация – это прогнозирование профпригодности человека к конкретным видам и формам профессиональной деятельности, т.е. здесь, в отличие от ситуации трудового обучения и воспитания, в качестве ориентиров выступают не общие, а особенные и индивидуальные свойства трудовой деятельности.

В-четвертых, процесс профессионального самоопределения необходимо анализировать как на уровне поиска соответствия между качествами личности, ее потребностями, содержанием профессиональной деятельности, так и на уровне наличия у человека знаний умений и навыков, способностей, типологических особенностей личности необходимых для данного поиска.


Влияние рекламы на ценностные ориентации личности
Реклама как общественный феномен распространяет свое влияние не только на экономическую сферу человеческих отношений, но и воздействует на социальное поведение, ценностный выбор и психологический комфорт личности. Одна из наиболее актуальных проблем в изучении рекламы – это степень ее воздействия на поведение и ценностные ориентации подр ...

Социальная информация
Во многих исследованиях отмечается связь между сознанием, языком и мышлением. Язык является средством общения между людьми. Он отражает степень развития общества и меняется вместе с изменениями в общественной жизни. Развитие языка отражает научно-технический и культурный прогресс общества. Например, древние языки отличаются от современны ...

Особенности слуховых и осязательных ощущений
Слуховые ощущения — это воздействие звуковых волн на слуховой рецептор, которые представляют собой разрежение воздуха. Звуковые волны различаются между собой амплитудой, частотой и продолжительностью колебаний. Слуховые ощущения вызываются периодическим и непериодическим колебательными процессами, которые выражаются в музыкальных звуках ...