Теории эмоций
Страница 1

Теория Ч.Дарвина (о биологической природе и пользе эмоций: выразительные эмоциональные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий, - это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов). Впервые эмоциональные выразительные движения стали предметом изучения Ч.Дарвина. В 1872 г.Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных». На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих он создал биологическую концепцию эмоций. В этой работе он доказывал, что эволюционный принцип применяется не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. По его мнению, между поведением человека и животного много общего. Он обосновывал это исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Дарвин считал, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Данная теория получила название эволюционной. www.pguides.ru

Теория Анохина (эмоции – это продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного мира, способствующий сохранению жизни отдельной особи и всего вида; положительные эмоции возникают, если реальный результат действия совпадает или превышает ожидаемый результат; отрицательные эмоции возникают, если реальный результат хуже ожидаемого; повторные неудачи в получении ожидаемого результата вызывают торможение неэффективной деятельности). Теория Анохина рассматривает эмоции как продукт эволюции, как присобительский фактор в жизни животного мира. Рассмотрение эмоций с биологической точки зрения позволяет признать, что эмоции закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает или превышает ожидаемый полезный результат, и наоборот, недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.

Теория Джемса-Ланге (возникновение эмоций обусловлено изменениями органических процессов: дыхания, пульса, мимики. Эмоции = сумма органических ощущений «человеку грустно , потому что он плачет, анне наоборот»). Джемс и независимо от него Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере. Ощущения, связанные с этими изменениями и есть эмоциональные переживания. По Джемсу «мы печальны, потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся». Органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем возникает сама эмоция. Следует сказать, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. Напоследок следует сказать, что теория Джемса-Ланге сыграла положительную роль, указав на связь трех событий: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Но не смотря на это теория Джемса-Ланге вызвала ряд возражений и одна из них теория Кэннона.

Страницы: 1 2 3


Психологические причины отклонений в семейном воспитании.
Причины негармоничного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае показаны разъяснительная работа и рациональная психотерапия. Однако, нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. Особу ...

Разрешение конфликтов
Далеко не всегда удается победить конфликт его в зачаточном состоянии. Поэтому каждому человеку необходимо овладеть методами работы с конфликтом. Выбор стратегии поведения в первую очередь определяется расстановкой сил и позиций. В любом случае необходимо учитывать, что разрешению конфликта мешают: - эмоции: гнев, обила, желание отомстит ...

Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста. Состояние эмоционально-волевой сферы у младших школьников
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» э ...