Социально – педагогическое сопровождениеСтраница 3
Вторая группа функций, как уже было сказано выше, инструментальные. Определяя их, необходимо еще раз подчеркнуть, что их реализация не предполагает руководства педагогом детьми. К инструментальным функциям следует отнести: диагностическую, коммуникативную, прогностическую и организаторскую.
Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает выявление причин возникающих у детей проблем и затруднений, выбор наиболее подходящих педагогических средств и создание благоприятных условий для решения детьми имеющихся у них проблем.
Задачами диагностики являются: во-первых, контроль динамики социального развития детей и поиск оптимальных возможностей перевода их на более высокий уровень, а также установление правильного направления развития детей. Реализация диагностической функции социально-педагогического сопровождения предполагает прохождение ряда этапов:
1) изучение практического запроса;
2) формулировка проблемы;
3) выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений;
4) выбор метода исследования;
5) использование метода;
6) формулировка социально-педагогического диагноза;
7) поиск средств организации развивающей работы с молодыми людьми.
Рассматривая реализацию коммуникативной функции социально-педагогического сопровождения, педагоги должны четко представлять, что протяженность, форма, глубина общения с ребенком определяются, прежде всего, необходимостью и достаточностью для разрешения затруднений консультируемого.
Необходима соответствующая подготовка к общению, установление контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения. Необходимо постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция состояния. Соблюдение правила субъектности, как мы уже отмечали, предполагает, что подросток активен, он осуществляет и самостоятельно разрешает собственное затруднение с помощью педагога.
Для достижения целей социально-педагогического сопровождения большое значение имеет реализация прогностической функции.
Ее суть - это обоснование определенного прогноза изменений, которые могут произойти с конкретными детьми в социуме, базирующегося на достоверных данных, и на основе этого прогноза создание проекта взаимодействия с ребенком.
Реализация организаторской функции предполагает использование организуемых педагогом ситуаций, мероприятий для решения возникших проблем. Такие ситуации имеют большое значение для социально-педагогического сопровождения, если они эмоционально значимы для ребенка и осознаются им как событие своей жизни. Реализация данной функции предполагает как организацию групп детей, организацию взрослых для создания той или иной ситуации, так и координацию деятельности социальных институтов, взаимодействующих с ребенком.
Если мы говорим о социально-педагогическом сопровождении как процессе, то должны, рассматривая его диалектически, выделить источник его развития, движущую силу и основные этапы.
Как уже мы говорили, целью этого процесса является формирование социальности молодого человека; источником является противоречие между актуальным уровнем социального опыта и недостаточностью его для решения возникшей социальной проблемы. Такой недостаток как раз и может быть компенсирован в процессе взаимодействия молодого человека с субъектом социально-педагогического сопровождения. Это взаимодействие и является движущей силой данного процесса.
Процесс социально-педагогического сопровождения цикличен и включает в себя следующие этапы.
Первый этап - этап проблематизации. На этом этапе педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет социально-педагогического сопровождения, каковым является проблема, трудность, обида ребенка. Выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема.
На втором (поисково-вариативном) этапе осуществляется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослого в этом процессе, а также средства сопровождения.
На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с детьми реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые приводят ребенка к решению проблемы.
Исследование ценностных ориентаций по М. Рокичу
Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича/ Испытуемым предлагалось ранжировать (пронумеровать) 16 ценностей-целей в порядке убывания значимости их для собственной жизни. При этом после прочтения перечня всех 18 ценностей-целей учащимся было предложено выбрать сначала три ценности ...
Влияние негативных психических состояний на конфликтное поведение человека
В работах Л.И. Божович, Л.С. Славиной, Б.С. Волкова, В.И. Илийчука конфликтное поведение рассматривается как результат внутренних и внешних противоречий между обществом, микросредой и самим человеком. Это результат внутренних и внешних противоречий между потребностью в самоутверждении и возможностью ее удовлетворения, между самооценкой и ...
Психология общения. Понятие общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Всякое производство предполагает объеди ...