Другая психология » Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада » Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
Страница 1

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по- настоящему управлять поведением детей в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем и младшем дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно [17].

Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью.

Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения.

С состоянием здоровья ребенка связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие мышления, восприятия, речи.

Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться. (48).

Родители, готовя ребенка в детское учреждение, должны особое внимание уделять его закаливанию. Но со своей стороны и воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки. Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго и третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены.

Изменения в развитии ребенка характеризуются не только высокими темпами, но и определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью – от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению, от них – к предметной деятельности, а затем уже к ролевым и сюжетно – ролевым играм.

Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать.

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

Страницы: 1 2


Формы мышления
На основе многолетних экспериментальных исследований Ладыгина-Котс пришла к выводу, что мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, что это мышление в действии, причем эти действия являются всегда предметно-отнесенными. Такое мышление в действиях, по Ладыгиной-Котс, представляет собой практический анализ и ...

Интерпретация данных
1. Интерпретация данных по шкалам жизненных ценностей Развитие себя (+) Стремление человека получать объективную информацию об особенностях его характера, способностей, др. характеристиках своей личности Стремление к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти неограниченны и что в первую очередь ...

Отчет о педагогической практике в период с 5.10.09 по 19.10.09
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I вида для детей 3-4 степени глухоты», расположенный по адресу: г.Омск, ЦАО 18 ул. Амурская 19, д.1 Наполняемость школы в данный момент – 64 человек. ...