Другая психология » Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада » Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
Страница 1

В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приема детей в детские учреждения. Широко практикуется работа с родителями, знакомство с ребенком до поступления в детский сад, внедряется одинаковый режим в детском саду и семье и т.д. В методической литературе даны методические рекомендации, как облегчить ребенку привыкание к новым условиям, учитывать возрастные и индивидуальные особенности, в какой мере считаться с его привычками и др. Однако, для того чтобы по- настоящему управлять поведением детей в период адаптации, необходима продуманная во всех деталях система работы, построенная на знании возрастных особенностей развития, определяющих поведение ребенка в процессе его привыкания к условиям общественного воспитания.

Работники детского сада, и в первую очередь воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые воспитатели считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком также. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем и младшем дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно [17].

Для того чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо хорошо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего, надо помнить, что организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью.

Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения.

С состоянием здоровья ребенка связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие мышления, восприятия, речи.

Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться. (48).

Родители, готовя ребенка в детское учреждение, должны особое внимание уделять его закаливанию. Но со своей стороны и воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки. Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

К полутора – двум годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Однако многие из детей второго и третьего года жизни не умеют самостоятельно есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены.

Изменения в развитии ребенка характеризуются не только высокими темпами, но и определенной последовательностью. В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. В овладении игровой деятельностью – от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению, от них – к предметной деятельности, а затем уже к ролевым и сюжетно – ролевым играм.

Знание «зоны ближайшего развития» необходимо воспитателю при введении ребенка в группу, так как это поможет четко определить что уже сформировано в ребенке и что предстоит сформировать.

Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

Страницы: 1 2


Биологическое значение эмоций
Биологическое значение эмоций в том, что они позволяют человеку быстро оценить свое внутреннее состояние, возникшую потребность, возможности ее удовлетворения. Например, истинную пищевую потребность в количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, солей и т.д. мы оцениваем посредством соответствующей эмоции. Это переживание голода или — ...

Тоталитарные группы и их социально-психологический феномен
Общественная проблема: появление и существование в современном обществе тоталитарных групп несет в себе серьезную угрозу, недостаточно осознается обществом и правительственными структурами. Их феномен выступает, с одной стороны, дестабилизирующим фактором духовности общества, с другой - тоталитарная группа является средством десоциализац ...

Описание результатов эмпирического исследования.
На первом этапе эмпирического исследования мы провели диагностику по двум опросникам. Целью диагностики по первому опроснику «Шкала поведения на создание полезных социальных контактов» было определение показателей по которым, в том числе, можно диагностировать успешных менеджеров и характеристика группы испытуемых, основным критерием отб ...