Другая психология » Социально-педагогическое сопровождение адаптации дошкольников к условиям детского сада » Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.

Адаптация дошкольников к ДОУ. Возрастные особенности развития детей первого – третьего года жизни.
Страница 2

Постепенно круг общения расширяется. Дети второго – третьего года жизни при правильном воспитании могут вступать в контакты не только с близкими или знакомыми, но и с новыми для них людьми, как взрослыми, так и с детьми.

Когда ребенок овладеет речью, его общение начинает опосредоваться словами. Он выполняет действия, называемые взрослыми («открой», «положи» и т.д.), и сам обращается к окружающим с высказываниями, просьбами и пр.

На протяжении первых лет жизни меняется и характер действий с предметами. Дети второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными игрушками, разбирают и собирают пирамидку, матрешки, бочонки и др. Они любят возить разного рода каталки, при этом предпочитают такие, которые можно толкать перед собой. Они катают и подбрасывают мячи, с интересом наблюдают за движениями заводного клоуна, передвижением заводных машин и др. Уже с начала второго года дети начинают овладевать действиями подражательного характера: кормят кукол и плюшевых зверюшек, укладывают их спать, позднее раздевают и одевают.(39).

Дети третьего года жизни действуют с предметами более разнообразно. Они собирают 6-8-предметные пирамиды – башенки, от кубиков переходят к игре с простыми конструкторами. В этом возрасте у детей складываются навыки участия в простейших сюжетно – ролевых играх. Они чаще, чем младшие дети, во время игр вступают в контакты друг с другом: создают постройки на полу, играют в «парикмахера», «врача», обмениваются впечатлениями, делают указания друг другу, привлекают внимание своим «достижениям» в постройке и т.п.

Эмоции детей первых лет жизни характеризуется неустойчивостью. Если ребенок сыт, ухожен и содержание деятельности, в которую он включен, его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается. Резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слезы. В таком состоянии ребенок невосприимчив к обучающим воздействиям, у него снижается аппетит, он отказывается играть.

Эмоциональное состояние является показателем испытываемого ребенком комфорта или дискомфорта. Создать условия для бодрого, жизнерадостного настроя у детей – одна из важных задач, стоящих перед воспитателем. Успокоив ребенка, воспитатель получает возможность познакомить его с окружающим, наладить его контакты с другими людьми.

Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность (а маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на

новое занятие, выбрать его сам), как и бездеятельность, утомляют ребенка и могут явиться причиной плача. Разумная занятость ребенка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения.

При организации режима важно учитывать, что способность быть активными в течение длительного времени у детей 2-3 лет значительно ниже, чем у детей старшего возраста. Увеличение привычной длительности бодрствования приводит к недосыпанию, у ребенка появляется повышенная раздражительность, вялость, капризы. Поэтому, принимая ребенка в группу, следует интересоваться, сколько и как он спал дома, и в соответствии с этим вносить необходимые изменения в его режим в детском учреждении и в семье.

Важно учесть и склонность детей к подражанию. Ребенок, окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным, быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми. В атмосфере раздражительности, когда ребенок видит сердитые лица взрослых, слышит раздраженные голоса, он замыкается в себе, становится озлобленным и неуравновешенным в поведении, не проявляет интереса к окружающему, начинает отставать в психическом развитии.

Малейшие изменения в тоне и обращении взрослого ребенок чувствует и видит. Поэтому очень важно, чтобы воспитатель разговаривал с ребенком и другими взрослыми ровным и спокойным тоном, чаще обращал внимание на те положительные стороны в поведении детей, которые могут служить образцом для подражания.

Итак, в каком бы возрасте ребенок не поступил в детский сад, надо помнить, что сравнительная безболезненность адаптации к новым условиям может быть обеспечена только тогда, когда учитываются возрастные особенности, характер его связей со взрослыми и сверстниками.

Страницы: 1 2 


Основные факторы и механизмы развития личности
Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности: 1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет материал, который затем преобразуется различными способами в человеческую особь, индивида, личность; 2) физическое окружение. В одинаковых физических и географических условиях формируются разн ...

Законы управленческого общения
Понятие общения. Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с окружающими - коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение - основная форма ...

Стандартизация и комплектность готовой методики.
Тестовые показатели сами по себе не имеют смысла. Их необходимо сопоставить с усреднёнными нормами. Для современных методик существует требование переводить сырые баллы в стандартные единицы. На этапе создания теста формируется некоторая группа испытуемых, на которой проводится данный тест. Средний результат выполнения этого теста в данн ...