Введение

Семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От родоплеменных форм общежития через «большую» семью, включающую в себя несколько поколений, живших в тесном контакте, к нуклеарной, «ядерной» семье, состоящей только из родителей и детей.

С.Л. Рубинштейн сказал: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». [3] www.trcover.ru

Тема

работы: «Влияние отца в семье на формирование личности в оценках студентов

».

Целью данной работы

является исследование влияния роли отца в формировании личности.

Объект

исследования – семья полная и семья, в которой отсутствует отец.

Предмет

– роль отца в формировании личности ребенка.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1) Исследовать представления о роли отца в семье у детей студенческого возраста из полных и неполных семей с помощью опросника;

2) Установить наличие различий между группами испытуемых из полных и неполных семей, а также между представителями женского и мужского пола и выявить корреляции параметров субъективных оценок испытуемых с личностными особенностями;

3) Сформировать группы испытуемых женского и мужского пола экспериментальные (из испытуемых, воспитывающихся в неполных семьях без отца) и контрольные;

3) Провести корреляционный анализ полученных данных и выявить достоверность различий показателей между группами;

4) Основываясь на полученных данных, установить различия влияния роли отца у студентов из неполных и полных семей, отдельно у девушек и юношей.

Гипотеза исследования следующая

: влияние роли отца на формирование личности ребенка в семье должно проявиться в отличительных особенностях личности у лиц женского и мужского пола студенческого возраста, воспитывающихся в полной и неполной семье; юноши получая только женское воспитательное воздействие в семье будут иметь более выраженные феминные черты, а девушки демонстративные черты личности.

Актуальность

данной работы заключается в том, что в нашей стране, да и во всем мире, количество неполных семей достаточно велико. Существует множество причин, по которым люди разводятся и снова вступают в повторный брак или так и остаются независимыми от супружеских обязательств. В любом случае структура семьи, ее изменения сильно влияют на развитие ребенка. С одной стороны, семья воспитывает: здесь ребенок получает азы человеческой культуры - физической, интеллектуальной, экономической, нравственной, эстетической. Однако, с другой стороны, воспитание - процесс целенаправленного взаимодействия на развитие личности человека согласно идеалам и задачам, сложившимся в обществе. Вот почему однозначно: гражданин общества начинается в семье. В наших семьях часто бывает так, что после рождения ребенка главными лицами в семье становятся младенец и его мать. А отец отодвигается "на вторые роли", либо отсутствует. Один мужчина, оказавшийся в подобной ситуации, говорил: "Я чувствую себя в роли быка-производителя. Зачатие произошло, потомство появилось - все, отец больше не нужен!" А на самом деле, какова же роль отца в семье, и в частности, в воспитании собственного ребенка? [7] На этот вопрос сделана попытка получить ответ в данном исследовании.

Традиционные роли отца, остававшиеся неизменными на протяжении многих поколений, в настоящее время претерпевают серьезные изменения. Если раньше отец был воплощением власти и инструментальной эффективности, сейчас от мужчин ждут ласки и нежности, мягкой и активной заботы о детях.

Роль отца представляет собой определенный пример поведения, источник уверенности и авторитета. Он - олицетворение дисциплины и порядка. Ребенок, растущий без отцовского авторитета, как правило, недисциплинирован, асоциален, агрессивен в отношении взрослых и детей.

Как отмечает Э. Берн, для ребенка ценны теплые отношения с отцом. "Ребенок, воспитанный в присутствии нежного мужчины, в зрелом возрасте будет обращаться с людьми лучше, чем мальчик, выросший без отца. Такой мальчик может впоследствии компенсировать свои потери, но у него будет невыгодным старт". [ ?]


Возрастная психология. Предмет и задачи
Возрастная психология — это целый раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а та ...

Функции воображения
Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекр ...

Законы управленческого общения
Понятие общения. Каждый из нас живет, работает, учится среди людей. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, с третьими лишь формально поддерживаем отношения. В любой из перечисленных ситуаций мы, независимо от нашего желания, общаемся с окружающими - коллегами, подчиненными, знакомыми и незнакомыми людьми. Общение - основная форма ...