Мотивы и воля
Страница 1

Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Понятие "Воля" было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем "свободы воли". Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием Воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т. д.), можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость: восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.

Как социальное новообразование психики, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как система различных психических процессов или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли). Были созданы теории, в которых В. рассматривалась как первичная способность души. Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при регуляции используются личностные средства. Одним из таких средств личностной регуляции является намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации и т. д. Развитие волевой регуляции связано прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.

VII. Самосознание и мотивация в онтогенезе

Период, этап развития

Ведущая деятельность

Ведущая сторона социализации

Референтное окружение

Интеграция /отторжение личности

Особенности мотивации и самосознания

1. Младенчество (0-1). Этап доверия к миру

Непосред-ственно-эмоциональное общение

стадия адаптации

взрослые

+

рефлексия

2. Ранний возраст (1-3г.). Этап состоятельности.

предметная манипуляция

усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами

взрослые, сверстники

+

мотив достижения,

мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости.

3. Дошкольный возраст (3-6). Этап выбора инициативы.

сюжетно-ролевая игра

освоение социальных ролей взаимоотношений между людьми

сверстники взрослые, социум

+

притязания на признание, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда, познание себя как субъекта действия

4. Младший школьный возраст (6-12). Этап мастерства.

учебная деятельность

освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности

учителя, сверстники социум родители

+

потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми

5-а. Подростковый возраст.

нтимно-личностное общение

стадия индивидуализации, самоопределения

сверстники учителя социум

+

рефлексии на другого человека, потребность в любви и одобрении, эмоционально положительное отношение к самому себе

5-б. Юношеский возраст. Этап самоопределения.

учебно-профессион. деятельность

устойчиво концептуальная

социализация

сверстники социум

+

мотивация учебной деятельности

Молодость (20-25). Этап человеческой близости

профессиональная учеба

стадия интеграции устойчиво концептуальная

социализация

социум коллеги семья

дети

+

осознанные мотивы, представляют систему,

мотивация профессиональной деятельности

Этап человеческой зрелости (до 64).

трудовая деятельность

трудовая стадия социализации

социум, семья

+

мотивация трудовой деятельности

.Поздняя зрелость (65 и более)

-

послетрудовая стадия социализации

семья

-

мотивация общения

Страницы: 1 2


Теоретический анализ феномена психологической безопасности образовательной среды
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном - в связи с профессиональной деятельнос ...

Операциональное определение
Основными иррационального страха как состояния являются описанные в разделе 1.4. симптомы. Первоначально мы ориентировались на следующее выделение его причин, предложенное В. Леви. панфобии: общебытийные страхи, страх одиночества, страх за жизнь близких, страх темноты, войны, стихийных бедствий, страх старения, увядания. Зависимостные ст ...

Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое обеспечение исследования
Целью данного исследования было исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось в городе Красноярске с 14.10.2007 по 19.04. 2008 года. Для проведения исследования было выбрано детское дошкольное учреждение Кировского района г. Красноярска (№ 224). ...