Мотивы и воляСтраница 1
Воля - способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Понятие "Воля" было первоначально введено для объяснения побуждений к действиям, осуществляемым по собственным решениям человека, но не отвечающим его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желаний человека, связанного с постановкой проблем "свободы воли". Возможность произвольно регулировать действия и психические процессы, подчиняя их своим сознательным решениям, также объясняется наличием Воли, как и проявление в действиях человека таких качеств, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т. д. Многообразие всех ситуаций, требующих срочной волевой регуляции (преодоление препятствий, направленность действия в будущее, конфликт мотивов, конфликт между требованием подчинения социальным нормам и имеющимся у человека желанием и т. д.), можно свести к трем реальностям, в основе которых лежит необходимость: восполнения дефицита побуждения к действиям при отсутствии их достаточной мотивации; выбора мотивов, целей, видов действия при их конфликте; произвольной регуляции внешних и внутренних действий и психических процессов.
Как социальное новообразование психики, обусловленное развитием трудовой деятельности, воля может быть представлена как система различных психических процессов или как особое внутреннее действие, включающее различные внешние и внутренние средства. Участие мышления, воображения, эмоций, мотивов и т. д. в волевой регуляции приводило в истории науки к преувеличенной оценке либо интеллектуальных процессов (интеллектуалистические теории воли), либо аффективных процессов (эмоциональные теории воли). Были созданы теории, в которых В. рассматривалась как первичная способность души. Волевая регуляция поведения и действий является произвольной регуляцией активности человека. Она формируется и развивается под воздействием контроля за его поведением со стороны общества, а затем самоконтроля личности. Волевая регуляция проявляется как личностный уровень произвольной регуляции, отличающийся тем, что решение о волевой регуляции исходит от личности и при регуляции используются личностные средства. Одним из таких средств личностной регуляции является намеренное изменение смысла действия, приводящее к изменению побуждения, может достигаться через переоценку значимости мотива, через привлечение дополнительных мотивов, через предвидение и переживание последствий действия, через актуализацию мотивов посредством воображаемой ситуации и т. д. Развитие волевой регуляции связано прежде всего с формированием богатой мотивационно-смысловой сферы, стойкого мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям в особых ситуациях действия. Развитие этой способности связано с переходом от внешних способов изменения смысла действия к внутренним.
VII. Самосознание и мотивация в онтогенезе
Период, этап развития |
Ведущая деятельность |
Ведущая сторона социализации |
Референтное окружение |
Интеграция /отторжение личности |
Особенности мотивации и самосознания |
1. Младенчество (0-1). Этап доверия к миру |
Непосред-ственно-эмоциональное общение |
стадия адаптации |
взрослые |
+ |
рефлексия |
2. Ранний возраст (1-3г.). Этап состоятельности. |
предметная манипуляция |
усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
взрослые, сверстники |
+ |
мотив достижения, мотивы поведения не осознаны и не выстроены в систему по степени значимости. |
3. Дошкольный возраст (3-6). Этап выбора инициативы. |
сюжетно-ролевая игра |
освоение социальных ролей взаимоотношений между людьми |
сверстники взрослые, социум |
+ |
притязания на признание, развитие самоуважения, чувства гордости и стыда, познание себя как субъекта действия |
4. Младший школьный возраст (6-12). Этап мастерства. |
учебная деятельность |
освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной сферы личности |
учителя, сверстники социум родители |
+ |
потребность ребенка как общественного существа в общении и совместной жизни со взрослыми |
5-а. Подростковый возраст. |
нтимно-личностное общение |
стадия индивидуализации, самоопределения |
сверстники учителя социум |
+ |
рефлексии на другого человека, потребность в любви и одобрении, эмоционально положительное отношение к самому себе |
5-б. Юношеский возраст. Этап самоопределения. |
учебно-профессион. деятельность |
устойчиво концептуальная социализация |
сверстники социум |
+ |
мотивация учебной деятельности |
Молодость (20-25). Этап человеческой близости |
профессиональная учеба |
стадия интеграции устойчиво концептуальная социализация |
социум коллеги семья дети |
+ |
осознанные мотивы, представляют систему, мотивация профессиональной деятельности |
Этап человеческой зрелости (до 64). |
трудовая деятельность |
трудовая стадия социализации |
социум, семья |
+ |
мотивация трудовой деятельности |
.Поздняя зрелость (65 и более) |
- |
послетрудовая стадия социализации |
семья |
- |
мотивация общения |
История шизофрении
Большой клинический полиморфизм шизофрении в ее современном объеме имеет свои исторические корни. Основные клинические варианты этой болезни были выделены еще в донозологический период развития психиатрии. Основные формы, которые в конце XIX века послужили «материалом» для крепелиновского синтеза, были далеко не однородными, каждая из ни ...
Обратимость как важнейшее свойство психической
реальности
Через отношение других людей физическое время жизни становится содержанием Я человека, регулирующим его место в системе отношений, определяющим границы этого места. Это не что иное как, одно из образований в психической реальности человека, которое констатирует ее обратимость как предмета. Переживание своего возраста как физического врем ...
Высший уровень развития перцептивной психики
В мире животных процесс эволюции привел к трем вершинам: позвоночные, насекомые и головоногие моллюски. Соответственно высокому уровню строения и жизнедеятельности этих животных мы наблюдаем у них и наиболее сложные формы поведения и психического отражения. Представители всех трех «вершин» способны к предметному восприятию, хотя, очевидн ...