Общее понятие психики

Психикой называют свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения — это его активность. Психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта. Природа психики, ее законы получают научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм этой деятельности.

Однако характеристика деятельности субъекта не должна выводиться из реализующих ее физиологических процессов, так как она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется. Этим же отношениям подчиняются и возникающие в мозге субъекта психические отражения. Таким образом, хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них, они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникает психика на определенной ступени биологической эволюции и представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека новую форму — сознание. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). Процесс сопоставления представления, опосредующего деятельность, с отражением ее продукта это и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме; поэтому осознанное также всегда должно быть словесно означенным. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание, однако не исчерпывает ее; человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, которые скрыты от его самосознания.


Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...

Понятие и эмпирические индикаторы страха в психологии
Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельству ...

Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса
Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по ...