Другая психология » Психологические направления » Возникновение и развитие психики

Возникновение и развитие психики

Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи — это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство — жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные, человек с его сознанием, которое представляет собой высочайшее порождение материи.

Возникшая на определенной ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменившись и усложнившись, психическое отражение приобретает у человека новую форму — форму сознания. Сознание порождается жизнью в обществе и теми общественными отношениями, которые определяют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная и продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, которое регулирует деятельность субъекта, находит свое воплощение в ее продукте и в этой форме оно и выступает для человека.

Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна.

Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением ее продукта и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме. Поэтому осознанное это всегда также словесно определенное. В этой своей функции не только язык является средством общения людей, но также действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание не исчерпывает ее.

При этом человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, и которые скрыты от его самосознания.


Чувства и эмоции
Переживание человеком своего отношения к тому, что он делает или познает, к другим людям, к самому себе, называют чувствами и эмоциями. Чувства и эмоции – взаимосвязанные, но различные явления эмоциональной сферы личности. Эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудов ...

Анализ и интерпретация индивидуальных данных:
Испытуемый №1: Уровень избирательности внимания средний (8 баллов). Были найдены все 25 слов, что говорит о хорошей концентрации и четкой установке на выполнение задания, а время, затраченное на выполнение задания, приближается к трем минутам. Сам испытуемый сказал, что это связано с установкой найти все слова, а не на скорость выполнени ...

Формирующий этап эксперимента по исследованию влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Подходы к коррекции в системе детско-родительских отношен
Как и любой объект, детско-родительские отношения обладают не только содержательными характеристиками («Что это, какое оно?»), но прикладными характеристиками («Что с этим делать?»). В практической деятельности этот вопрос связан с пониманием того, на что именно необходимо делать упор во взаимодействии с родителями, если возникает необхо ...