Мотивации учения

Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей.

Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель.

Мотивации учения зависят от многих факторов:

1) организации образовательного процесса;

2) образовательной системы;

3) особенностей обучающегося (его пола, возраста, способностей и др.);

4) особенностей обучающего;

5) специфики учебного процесса. Уровни учебной мотивации

1. Высокий уровень школьной мотивации. Характерные особенности — высокое стремление у -детей выполнять все предъявляемые требования, добросовестность, ответственность.

2. Хорошая школьная мотивация — это средний уровень, для которого характерна достаточно успешная учебная деятельность.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью.

4. Низкая школьная мотивация. Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, неохотно посещают занятия.

5. Негативное отношение к школе. Учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении.

Для развития мотивов учения важно, чтобы учащийся понимал смысл учения. Учитель должен донести до его сознания общественно значимые мотивы. Также необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но на поведение не влияют.

Приобретение учеником необходимых знаний позволит ему усвоить, предмет, выполнить задания. Это приводиткудовлетворению от выполненной работы и вызывает желание еще раз пережить этот успех.

Основные мотивы учения — стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Учащийся также стремится выявить свои способности, выполнить обязанности, самосовершенствоваться.

На различных этапах развития у учащегося меняются мотивы. Задача педагога — найти на каждом этапе развития наиболее существенные мотивы, соответственно преобразуя и переосмысливая задачу, которую он ставит перед учащимися. Чтобы учащийся мог полноценно включиться в работу, необходимо сделать поставленные задачи понятными, значимыми для учащегося. Чтобы дети учились эффективно, важно их заинтересовать. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с сознанием того, что она дает (личная заинтересованность, общественные интересы).

Подготовиться к учению помогает игровая деятельность. Этот метод можно применять, когда учение еще не стало основной деятельностью, не приобрело личностного смысла.


Соревнование
Взаимодействие личностей, коллективов, групп, в ходе, которого возникает и реализуется стремление сто­рон превзойти результат друг друга, составляет соревнование. По своему характеру оно социально, т.е. его содержание связано с нуждами, запросами общества. Чем содержательней основа соревнования, тем оно ценнее: повышается качество учебы, ...

Кинесические особенности невербального общения
Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пож ...

Виды психических травм
В литературе можно встретить различные классификации психических травм. Представим здесь некоторые из них, предложенные разными авторами. Классификация Г.К. Ушакова, Б.А. Воскресенского [6] По мнению этих авторов, психические травмы по интенсивности делятся на: 1) массивные (катастрофические), внезапные, острые, неожиданные, потрясающие, ...