Другая психология » Психологические направления » Различия психики животных и людей

Различия психики животных и людей

Наличие психики обязательно связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Следовательно, психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат. Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Следует отметить, что возникновение психики — это результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужно нервной системы, собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Развитие психики на основе усложнения нервной системы происходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система далее способствует усложнению приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное, качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к более сложным.

В зависимости от уровня развития нервной системы в психической деятельности различают три типа поведения животных (как способы приспособления к окружающей среде): инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознание. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это в свою очередь открывает возможности для совершенствования самого себя, самоконтроля, самовоспитания. Таким образом, сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.


Склонность к вербальной агрессии
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов. Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного. Так, семнадцатилетняя Лена Ф. по стандартной инструкции ...

Игра как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста с сохранным развитием
Еще Н.К. Крупская писала: «Для детей игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [10]. Игра ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операциональн ...

Понятие конфликта
Слово конфликт происходит от латинского глагола, который в переводе на русский означает противостоять, противоборствовать. Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взгляд ...