Другая психология » Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием » Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с
Страница 1

Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи.

Нами были использованы следующие методики исследования:

1. «Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А.

2. Тест «Дом – дерево – человек» Джоржа Бука.

3. Наблюдаемые формы проявления тревоги в тревоженных ситуациях.

Результаты исследования по тесту «Рисунок несуществующего животного» в обработке Романовой А. А. представлены в таблицах 1, 2 (см. приложение 2)

Детям была предложена инструкция нарисовать несуществующее животное на листе бумаги простым карандашом.

Школьники с заиканием рисуют в левой стороне листа (Богдан Б., Ира Б.), что является признаком присутствия отрицательно окрашенных эмоций (депрессии, неуверенности, пассивности). В рисунках у двух детей с заиканием (Егор П. и Павел Г.) мы наблюдаем рот у несуществующего животного с зубами, что говорит о боязливости, желании защитить себя. В рисунках детей мы наблюдаем большие глаза, свидетельствующие об имеющемся страхе, тревожности. В трех рисунках из девяти присутствует штриховка, говорящая о тревожности.

Анализируя рисунки детей без речевых нарушений, можно сказать об отсутствии у учащихся заниженной самооценки. У одного исследуемого (Ромы В.) присутствует доказательство недовольства собой – опущенный вниз хвост. Еще у одного ребенка из группы детей без речевых нарушений, Насти М., мы видим большие, круглые глаза, – признак страха. У остальных детей из этой группы признаки тревожности отсутствуют, чего нельзя сказать о группе детей с заиканием. У всех учащихся присутствуют проявления тревожности в рисунке. Об этом свидетельствуют следующие факты: положение рисунка в нижней части листа, в левой стороне листа; рот округлой формы с зубами; большие глаза, штриховка рисунка; хвост опущен вниз.

Для проведения теста «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука детям была представлена следующая инструкция: «На отдельных листах последовательно нарисуйте: а) дом, б) дерево, в) человека». Школьники могут пользоваться цветными карандашами.

Все исследуемые из группы детей без речевых нарушений выбирали яркие цвета карандашей для рисования, за исключением Алены А., которая нарисовала человека черным карандашом и изобразила землю, используя черную штриховку. Черный цвет – признак депрессии, застенчивости, пугливости. Также у Алены присутствует чувство тревоги, – об этом говорят разбросанные кусты и штриховка.

У Ромы В., учащегося 2 класса, испытуемого из группы детей без речевых нарушений, имеется факт, свидетельствующий о переживании ребенка, – тонкие руки у нарисованного человека.

Анализируя рисунки остальных детей без нарушения речи, можно говорить об их спокойном стабильном состоянии. Рисунки яркие, веселые – положительный эмоциональный настрой.

Рисунки детей с речевым нарушением достаточно резко отличаются от рисунков их сверстников без заикания. В рисунках школьников с нарушением речи преобладает черный цвет, штриховка.

Трое испытуемых, а именно: Егор П., Наташа В., Андрей С. не рисуют руки у человека, что доказывает присутствие замкнутости. В рисунках заикающихся детей, у Богдана Г. и Ярослава К. мы отметили жирный контур земли, который говорит о чувстве беспокойства в рамках реальности. У Ярослава К. и Андрея С. деревья разбросаны по всему листу, что свидетельствует о тревожности. У Егора П. дом изображен зеленым цветом, что указывает на потребность оградить себя от опасности. Дом Егор начал рисовать на одной стороне листа, а закончил на другой, – признак нерешительности.

Лишь у одного ребенка из группы младшего школьного возраста с заиканием, у Ильи Т., тревожность не обнаружена. У 8 детей из 9 присутствует тревожность.

Результаты проведенного исследования доказывают, что уровень тревожности у детей с заиканием значительно выше уровня тревожности у младших школьников без речевых нарушений (рис. 3).

Наглядно результаты исследования по данному тесту представлены на рис.1

Рисунок 1. Результаты исследования уровня тревожности у детей c заиканием (тест «Рисунок несуществующего животного»)

Результаты исследования уровня тревожности у детей младшего школьного возраста без речевых нарушений представлены в табл. 2 ( см. приложение 2)

В результате проведенного психодиагностического исследования младших школьников без речевых нарушений нами получены следующие результаты:

Страницы: 1 2


Теоретические подходы к понятию фобий и страхов. Классификация форм страхов в психиатрии
МКБ -10 (международная классификация психических заболеваний) следующим образом классифицирует патологические формы страха (см. таблицу 1). F40. Тревожно-фобические расстройства F40.00. Агорафобия без панического расстройства F40.01. Агорафобия с паническим расстройством F40.1. Социальная фобия F40.2. Специфические (изолированные) фобии ...

Отцовство в меняющихся социокультурных условиях
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление. Родительство как психологический феномен предполагает наличие двух его составляющих: отцовства и материнства. Отцовство как социальная роль – значительно более позднее образование, считает М. Мид, нежели материнство. Идеальны ...

Эмпирическое исследование особенностей личностных черт женщин-менеджеров. Актуальность темы, организация исследования.
В России сейчас происходит развитие и формирование профессиональной управленческой культуры. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к личности руководителя. Так как от его организаторских, интеллектуальных, коммуникативных, предпринимательских, и личных качеств зависит продуктивность, профессионализм сотрудников и микроклимат в ор ...