Другая психология » Психологические направления » Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология — это целый раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности. Каждому типу деятельности соответствует определенное психологическое новообразование, которое возникает на определенной ступени развития и определяет сознание человека, а также его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период следует изучать с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастных периодов. Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны. Они определяются действием общественно-исторических факторов, а также социальным заказом общества. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности ребенка.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость). За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. При этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. К определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей.

В пределах каждого возраста наблюдаются некоторые индивидуальные различия. Они являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также природных индивидуальных различий. Множество разнообразных вариантов условий жизни и деятельности порождает разнообразие и индивидуальных особенностей личности. В связи с этим возраст не имеет определенных и точных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности людей того или иного возраста.


Стандартизация результатов и интерпретация
Стандартизация – соотнесение средних показателей с индивидуальными (нормаы) – разрабатывались по упрощённой схеме. Используя показатели Mean и Std . Dv . по каждой из шкал, (см. Приложение Табл. 14), мы разделили сырые баллы на три диапазона: низкий, средний и высокий. Средний диапазон: среднее значение плюс-минус стандартное отклонение. ...

Стандартизация психологических тестов
На этапе разработки теста, а также любого другого метода проводится процедура стандартизации, которая включает три этапа. Первый этап стандартизации психологического теста состоит в создании единообразной процедуры тестирования. Она включает определение следующих моментов диагностической ситуации: 1. условия тестирования (помещение, осве ...

Характер
Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе. Характер формируется, как правило, постепенно в процессе познания и практической деятельности. Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося х ...