Другая психология » Психологические направления » Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология — это целый раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности. Каждому типу деятельности соответствует определенное психологическое новообразование, которое возникает на определенной ступени развития и определяет сознание человека, а также его отношение к себе и окружающему миру в целом. www.greatarts.ru

Каждый возрастной период следует изучать с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастных периодов. Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны. Они определяются действием общественно-исторических факторов, а также социальным заказом общества. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности ребенка.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость). За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. При этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. К определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей.

В пределах каждого возраста наблюдаются некоторые индивидуальные различия. Они являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также природных индивидуальных различий. Множество разнообразных вариантов условий жизни и деятельности порождает разнообразие и индивидуальных особенностей личности. В связи с этим возраст не имеет определенных и точных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности людей того или иного возраста.


Методы научных исследований
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого ...

Коммуникативные потребности и мотивы
Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. Общение – взаимодействие субъектов, при котором происходит обмен информацией, опытом, знаниями, навыками, умениями, а также результатами деятельности. Необходимым фактором для возникновения общения явл ...

Стили педагогического общения и их технологическая характеристика
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя, является четкость его социальной и профессиональной позиции. Позиция педагога – это система интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональна ...