Другая психология » Психологические направления » Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология. Предмет и задачи

Возрастная психология — это целый раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности. Каждому типу деятельности соответствует определенное психологическое новообразование, которое возникает на определенной ступени развития и определяет сознание человека, а также его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период следует изучать с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастных периодов. Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны. Они определяются действием общественно-исторических факторов, а также социальным заказом общества. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности ребенка.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость). За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. При этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. К определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей.

В пределах каждого возраста наблюдаются некоторые индивидуальные различия. Они являются следствием индивидуальных вариантов условий жизни и деятельности, а также природных индивидуальных различий. Множество разнообразных вариантов условий жизни и деятельности порождает разнообразие и индивидуальных особенностей личности. В связи с этим возраст не имеет определенных и точных характеристик и не является абсолютной и неизменной категорией. Под возрастными особенностями понимают наиболее типичные, наиболее характерные особенности людей того или иного возраста.


Межличностные отношения
Межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений. Основная их черта — эмоциональная основа. Межличностные отношения возникают у людей на основе чувств, рождающихся по отношению друг к другу в процессе совместной жизнедеятельности и общения. Основа межличностных отношений — общение. Это процесс взаимодействия ...

Совместная деятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации
Рассмотрев, детский сад и школу, нам необходимо узнать, а как же они помогают непосредственно младшему школьнику. Ведь это тот возраст, когда ребенок еще совсем недавно выпустился из детского сада и еще не привык, не знает новых порядков, нового места, общества школы. Нам необходимо узнать, как же школа решает эти проблемы (если решает) ...

Эмоциональный интеллект
Эмоциона́льный интелле́кт (ЭИ) (англ Emotional intelligence) — психологическая концепция, возникшая в 1990 году, и введенная в научный обиход П. Саловеем и Дж. Майером. На данный момент существует несколько концепций эмоционального интеллекта и единой точки зрения на содержание этого понятия нет. ...