Другая психология » Психологические направления » Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение

Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение

Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям общества или какой-то его группы. Эта позиция облегчает жизнь, так как нет необходимости принимать самостоятельные решения, но в то же время обедняет ее, так как не нужно думать, искать, все предопределено. В другом случае этот процесс может развиваться по пути теоретического осмысления принятой в обществе совокупности взглядов, оценок, позиций и их реализации в практической деятельности. Этот путь предполагает активную деятельностную позицию человека, необходимость сознательного выбора и принятия решений.

Именно в этом последнем случае создаются условия для формирования мировоззрения, т.е. определенного взгляда на мир и на свое место в нем. Мировоззрение выступает в качестве ядра сознания, направляющего и организующего поведение. Бедность жизненного опыта может привести к поспешным обобщениям, нереалистичному мышлению, преодолеть которое можно только в процессе активного преобразования действительности.

Современный молодой человек на этом пути встречается со многими трудностями. Возраст, физические возможности и достигнутый уровень психического развития ставят его перед проблемой наполнения собственной жизни общественно значимым содержанием, а реальные условия ограничивают его. Для подавляющего большинства юношей и девушек еще продолжается время учебы с полной свободой от бытовых и материальных забот. Это позволяет все оставшееся от учебы время посвящать поискам «интересного» занятия. Но при этом упускается из виду, что интерес приходит при достаточно высоком уровне владения делом. Умозрительный, без практического действия перебор занятий мало дает для развития личности. Потребление произведений массовой культуры и различные примитивные формы проявления активности (драки, малоинтеллектуальные состязания и т.п.) останавливают процесс развития личности в силу простоты и вседоступности необходимых действий.

Формирование мировоззрения и ценностных ориентации, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной и лично значимой деятельности, которая обеспечивает не только развитие способностей и становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.


Ориентация
Уже на примерах кинезов мы видели, что градиенты внешних раздражителей выступают у простейших одновременно как пусковые и направляющие стимулы. Особенно наглядно это проявляется при клинокинезах. Однако изменения положения животного в пространстве еще не являются здесь подлинно ориентирующими, поскольку они носят ненаправленный характер. ...

Этический принцип
Учёный-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности-неразглашения сообщенных респондентами сведений следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Давая рекоменда ...

Кинесические особенности невербального общения
Изучение собеседника (партнера по общению) по его позам, мимике, жестам относятся к области кинесики. Во всем мире основные коммуникационные жесты не разнятся. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны – хмурятся, когда сердятся – у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение. Жест “пож ...