Другая психология » Психологические направления » Био- и социогенетические концепции развития психики

Био- и социогенетические концепции развития психики

Научное изучение возникновения и развития психики — это путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. Согласно биогенетической концепции психика в своей зачаточной форме (т.е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным способам регуляции поведения, а также изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде. www.transpostand.ru

В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются и некоторые скачки. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.

Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации, старое входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения.

Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, которая не обладает признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре.

Филогенез развития психики определяет онтогенез путем создания для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого, психического развития, которое реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, создаваемых социумом.

Одним из тезисов социогенетической концепции развития психики является развитие психики человеческого индивида. Следует отметить, что это обусловленный и вместе С тем активный саморегулирующийся процесс. С другой стороны, это и внутренне необходимое его движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности. В данном движении внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно повышается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Как бы предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми.


Психология общения. Понятие общения
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражением объективных взаимоотношений между членами группы является субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология. Всякое производство предполагает объеди ...

Лечение абстинентного синдрома (похмелья).
Ставит целью снять в первую очередь физические страдания человека (сердцебиение, головную боль, повышенное давление, тошноту, бессонницу, тревогу и тяжесть на душе, дрожание рук, непреодолимую тягу опохмелиться ещё и ещё) находящегося в запое и предупредить развитие грозных осложнений (инфаркт инсульт, язвенное кровотечение, эпилепсия, б ...

Механизм формирования зависимости
Механизм формирования зависимости включает два базовых компонента. Он может быть запущен любым из них. 1. Диссоциация внутренней реальности (расщепление, разделение). Этот компонент связан с тем, каким образом человек переживает отдельность самого себя, собственное своеобразие. Нарушения восприятия своей уникальности берут начало с того ...