Другая психология » Психологические направления » Элементы учебной деятельности

Элементы учебной деятельности

На определенном этапе развития в жизнь ребенка входит такой вид деятельности, как учение. Это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность включает в себя:

1) усвоение информации, необходимой для осуществления практической деятельности;

2) освоение приемов и операций, из которых складываются виды деятельности;

3) овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций.

Обучение осуществляется с помощью определенных средств. К ним относят подход, объяснение, поощрение, наказание, постановку задачи, предъявление требований, проверку, исправление.

Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов:

1) действий;

2) операций;

3)условий;

4) потребностей;

5) мотивов;

6) задач.

Центральное звено процесса обучения — усвоение знаний. Оно представляет собой восприятие материала, осмысливание, запоминание, возможность пользоваться в различных ситуациях. Восприятие материала заключается в восприятии знаний, выработанных другими людьми. Учащийся перерабатывает полученный от педагога материал. В процессе обучения выделяют ряд взаимосвязанных моментов: первичное ознакомление с материалом; его восприятие и осмысливание; работа по закреплению; возможность применять полученный материал на практике. Эти моменты постоянно пересекаются. Прочность усвоения знаний зависит от последующего их закрепления, а также от первичного восприятия, а осмысленное восприятие — не только от первичного ознакомления, но и повторения с целью закрепления полученных знаний. Как правило, предмет предстает перед учеником как последовательность явлений. Каждое явление объясняется учителем, и ученик запоминает действует показанным способом Очень много зависит от первичного ознакомления с материалом. На этом этапе материал может привлечь учащегося, у него может появиться желание продолжить его изучение, и наоборот. Восприятие материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и в процессе восприятия. Осмысливание материала включает в себя следующие элементы:

1) сопоставление и различение;

2) анализ и синтез;

3) абстракцию;

4) обобщение;

5) переход от конкретного к отвлеченному;

6) переход от общего к единичному и др.

Воспроизведение материала напрямую зависит от характера его изложения. Но важность первичного освоения материала должна исключать значения последующей работы по его закреплению.

Учебная деятельность подготавливает человека к трудовой деятельности.


Определение термина «возраст»
Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем в ...

Школа памяти
Первые экспериментальные методы изучения мнемических про­цессов были предложены Германом Эббингаузом. В 1885 году он опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный “Uber das Gedächtnis”, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбереже­ния, равно как и основные результаты, полученн ...

Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям ...