Типы детских возрастов
Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности. Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов человеческих действий. В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности.
Следовательно, происходит чередование одних возрастов, в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы, с другими возрастами, когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности. Например, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества, а также освоения предметного мира. Они реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных типа возрастов как бы сцеплены друг с другом.
Другой исследователь, Л. С. Выготский, также различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, т.е. критические, периоды, наоборот, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Л. С. Выготского, имеют не только негативное, но и собственно положительное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляют основное содержание кризисного периода. Кризисы, которые сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.
Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.
Деятельность педагога - психолога
по проблеме наркомании. Основные направления работы педагога-психолога
по профилактике наркомании
Профилактическая работа должна вестись не формально, а «от души». Педагог должен дать каждому желающему подростку высказаться по обсуждаемой проблеме, а мораль должна формироваться ненавязчиво, опосредованно. Акцент на профилактику наркомании можно делать как в урочное время, так и на классных часах. Можно использовать различные формы пр ...
Комфортное поведение. Сон и покой
Разновидностью манипулирования можно отчасти считать комфортное поведение, служащее уходу за телом животного, с той лишь особенностью, что объектом манипулирования является не посторонний предмет, а именно собственное тело. Но, кроме того, сюда относятся и нелокализованные движения, производимые всем телом и лишенные специальной простран ...
Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики
Как уже отмечалось, наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении, несмотря на глубокие различия в строении, не должно нас удивлять, ибо, как уже говорилось, простейш ...