Типы детских возрастов

Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается преимущественно общественно-мотивационная сторона некоторой деятельности. Складывается ориентация ребенка в системе отношений, мотивов человеческих действий. В возрастах второго типа, следующих за первыми (это раннее детство, младший школьный возраст, ранняя юность), у ребенка развивается уже операционная сторона этой деятельности. www.localtransport.ru

Следовательно, происходит чередование одних возрастов, в которых у детей по преимуществу развиваются потребности и мотивы, с другими возрастами, когда у детей формируются конкретные операции той или иной деятельности. Например, в младенчестве в эмоциональном общении с близким взрослым возникают потребности и мотивы делового сотрудничества, а также освоения предметного мира. Они реализуются в предметной деятельности в раннем возрасте, когда и складываются соответствующие операции. Но в дошкольном возрасте в игровой деятельности по преимуществу развиваются потребности и мотивы той деятельности, которая становится ведущей в следующем младшем школьном возрасте. Поэтому два определенных типа возрастов как бы сцеплены друг с другом.

Другой исследователь, Л. С. Выготский, также различал два типа возрастных периодов, сменяющих друг друга: стабильные и критические. В стабильных возрастах развитие совершается внутри характерной социальной ситуации медленно, эволюционно, такими небольшими шажками, что эффект развития становится очевиден только в виде скачкообразно появляющегося новообразования. В другие, т.е. критические, периоды, наоборот, развитие совершается бурно, стремительно. Кризисы, по мнению Л. С. Выготского, имеют не только негативное, но и собственно положительное значение. Отказ от старой социальной ситуации развития и образование новой составляют основное содержание кризисного периода. Кризисы, которые сочетают в себе разрушительные и созидательные тенденции, — это норма онтогенеза.

Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.


Этический принцип
Учёный-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство личности испытуемых, их интересы; ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности-неразглашения сообщенных респондентами сведений следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования. Давая рекоменда ...

Условия, необходимые для преодоления страхов у детей
Приведенные случаи страхов в подростковом возрасте говорят об отсутствии надлежащей помощи в более раннем – младшем школьном и особенно дошкольном возрасте, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они больше обусловлены эмоциями, чем характером, и еще во многом носят возрастной, переходящий хара ...

Типы адаптированности личности к браку.
Комбинация способностей, вернее и точнее, степень их развитости и наличия дает возможность выделить определенные типы личностей: 1) Высокоадаптированные; 2) Среднеадаптированные; 3) Низкоадаптированные; 4) Дезадаптированные. Высокоадаптированные индивиды имеют высокие и очень высокие способности к общению, сотрудничеству, кооперации. О т ...