Теория интеллекта

Существующие теории, объясняющие механизмы интеллекта, можно разделить на две группы. В первую входят те, которые предполагают наличие у человека природных, не изменяющихся под влиянием внешних условий интеллектуальных способностей. Ко второй относится представление, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Концепции интеллекта, которые предполагают возможность развития и усовершенствования умственных способностей в течение жизни, объясняют мышление, опираясь на влияние внешней среды, предполагая наличие внутреннего развития человека, а также взаимодействие этих факторов. Другой тип концепций утверждает, что интеллектуальные способности закладываются в человеке с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере развития человека. Эта теория о существовании готовых задатков интеллекта характерна для немецкой школы психологии.

На уровне современной психологии для объяснения этой теории полезно ввести понятие схемы, при которой мышление не связано с решением какой-либо конкретной задачи, внутренне подчиняется определенной логике. Логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Существует предположение, что схема создается на уровне внутренней речи, а затем определяет ход мысли, придавая ей своеобразную последовательность и логику. Схема не есть неизменное образование. Она может изменяться, развиваться, но по определенной логике. Если схема часто используется без изменений, она становится автоматизированным навыком мышления или умственной операцией.

Оригинальные концепции мышления объединены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, которая является ассоциативной по характеру и интроспективной по методу исследования, в гештальтпсихологии, которая, в отличие от предыдущей, отрицает дискретность психических процессов, а признает целостность психических процессов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники этого направления считали, что процесс мышления как субъективный механизм можно заменить на поведение (открытое, скрытое, умственное); в психоанализе, который все психологические процессы, включая мышление, подчиняет мотивации.

В последние десятилетия очень популярна информационно-кибернетическая теория мышления. Тот факт, что многие машинные операции при обработке информации и в процессе решения задач схожи с операциями, которыми использует человек в процессе мышления, дает возможность использовать ЭВМ как модель человеческого мышления и построить машинные модели интеллекта.


Формирование мировоззрения в ранней юности. Самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям ...

Методы лечения
Вылечить алкоголизм можно двумя методами - медикаментозным и психотерапевтическим, но чаще всего они применяются в комплексе. В современной медицине используется как лечение травами, народными средствами, нетрадиционными способами так и новейшими препаратами. Одной из наиболее эффективных методик является кодирование, основанное на психо ...

Девиантное поведение как социальная проблема
Ученые определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам-ожиданиям. Следовательно, девиантным является поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества. Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не ...