Теория интеллекта

Существующие теории, объясняющие механизмы интеллекта, можно разделить на две группы. В первую входят те, которые предполагают наличие у человека природных, не изменяющихся под влиянием внешних условий интеллектуальных способностей. Ко второй относится представление, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Концепции интеллекта, которые предполагают возможность развития и усовершенствования умственных способностей в течение жизни, объясняют мышление, опираясь на влияние внешней среды, предполагая наличие внутреннего развития человека, а также взаимодействие этих факторов. Другой тип концепций утверждает, что интеллектуальные способности закладываются в человеке с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере развития человека. Эта теория о существовании готовых задатков интеллекта характерна для немецкой школы психологии.

На уровне современной психологии для объяснения этой теории полезно ввести понятие схемы, при которой мышление не связано с решением какой-либо конкретной задачи, внутренне подчиняется определенной логике. Логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Существует предположение, что схема создается на уровне внутренней речи, а затем определяет ход мысли, придавая ей своеобразную последовательность и логику. Схема не есть неизменное образование. Она может изменяться, развиваться, но по определенной логике. Если схема часто используется без изменений, она становится автоматизированным навыком мышления или умственной операцией.

Оригинальные концепции мышления объединены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, которая является ассоциативной по характеру и интроспективной по методу исследования, в гештальтпсихологии, которая, в отличие от предыдущей, отрицает дискретность психических процессов, а признает целостность психических процессов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники этого направления считали, что процесс мышления как субъективный механизм можно заменить на поведение (открытое, скрытое, умственное); в психоанализе, который все психологические процессы, включая мышление, подчиняет мотивации.

В последние десятилетия очень популярна информационно-кибернетическая теория мышления. Тот факт, что многие машинные операции при обработке информации и в процессе решения задач схожи с операциями, которыми использует человек в процессе мышления, дает возможность использовать ЭВМ как модель человеческого мышления и построить машинные модели интеллекта.


Барьеры самовыражения личности и освобождение от них
В определённом смысле наши поступки в значительной степени предопределены. Влияние родителей формирует самосознание ребёнка, его отношение к людям и окружающей среде. Школа, церковь, соседи, общество и культурные традиции устанавливают барьеры, ограничивающие свободу действий. Это продиктовано соображениями общего блага и общественного п ...

Альберт Бандура: Социально-когнитивная теория личности
Бандура описывает психологическое функционирование яеловека терминах непрерывных взаимовлияний бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающей среде факторов. В его концепции юди не зависят целиком от внешних сил и не являются свободными существами. Большое значение придается обоюдному взаимодействию поведенческих реакций и фактор ...

Каковы сходства и различия в детерминации поведения человека и животных?
Для философов Древней Греции и Древнего Рима человек представлялся уникальным существом, не имеющим ничего общего с животными. Только он, наделенный разумом, мышлением и сознанием, обладает свободой выбора действий. Мотивация, детерминация поведения с этик позиций связывалась только с разумом и волей. В отличие от объяснения поведения че ...