Теория интеллекта

Существующие теории, объясняющие механизмы интеллекта, можно разделить на две группы. В первую входят те, которые предполагают наличие у человека природных, не изменяющихся под влиянием внешних условий интеллектуальных способностей. Ко второй относится представление, что умственные способности человека в основном формируются и развиваются прижизненно.

Концепции интеллекта, которые предполагают возможность развития и усовершенствования умственных способностей в течение жизни, объясняют мышление, опираясь на влияние внешней среды, предполагая наличие внутреннего развития человека, а также взаимодействие этих факторов. Другой тип концепций утверждает, что интеллектуальные способности закладываются в человеке с рождения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере развития человека. Эта теория о существовании готовых задатков интеллекта характерна для немецкой школы психологии.

На уровне современной психологии для объяснения этой теории полезно ввести понятие схемы, при которой мышление не связано с решением какой-либо конкретной задачи, внутренне подчиняется определенной логике. Логику, которой следует мысль, не имеющая внешней опоры, называют схемой. Существует предположение, что схема создается на уровне внутренней речи, а затем определяет ход мысли, придавая ей своеобразную последовательность и логику. Схема не есть неизменное образование. Она может изменяться, развиваться, но по определенной логике. Если схема часто используется без изменений, она становится автоматизированным навыком мышления или умственной операцией.

Оригинальные концепции мышления объединены в следующих направлениях психологических исследований: в эмпирической субъективной психологии, которая является ассоциативной по характеру и интроспективной по методу исследования, в гештальтпсихологии, которая, в отличие от предыдущей, отрицает дискретность психических процессов, а признает целостность психических процессов, в том числе и в мышлении; в бихевиоризме, сторонники этого направления считали, что процесс мышления как субъективный механизм можно заменить на поведение (открытое, скрытое, умственное); в психоанализе, который все психологические процессы, включая мышление, подчиняет мотивации.

В последние десятилетия очень популярна информационно-кибернетическая теория мышления. Тот факт, что многие машинные операции при обработке информации и в процессе решения задач схожи с операциями, которыми использует человек в процессе мышления, дает возможность использовать ЭВМ как модель человеческого мышления и построить машинные модели интеллекта.


Исследование базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ. Организация и методы исследования базовых убеждений личности студентов ВУЗов и профтехучилищ
Целью исследования является определение особенностей базовых убеждений личности студентов АмГПГУ и ПУ № 11. Для достижения поставленной цели мы определили задачи: 1 Используя методику исследования базовых убеждений личности Р. Янов-Бульман, определить особенности базовых убеждений личности студентов ВУЗа 2 Используя методику исследования ...

Самосознание
Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве ос ...

Уход (уклонение)
Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности наличные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка. При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления: а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни д ...