Другая психология » Психологические направления » Особенности восприятия времени

Особенности восприятия времени

Восприятие времени — это прежде всего отражение длительности и последовательности явлений или событий. Именно благодаря восприятию времени отражаются изменения, которые происходят в окружающем мире. Чувство времени не является врожденным и развивается в процессе накапливания человеком опыта. Постольку поскольку время, как и пространство, — это форма существования материи, то все анализаторы человека воспринимают движения материи не только в пространстве, но и во времени. В связи с этим специального, самостоятельного анализатора времени не существует. Ученые экспериментально доказали, что физиологической основой процесса восприятия времени являются условные рефлексы на время. Эти условные рефлексы у человека постоянно вырабатываются. Временные промежутки определяются теми ритмическими процессами, которые происходят в организме человека. На выработку рефлексов человека на время влияют такие факторы, как ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, а также и сам ритмичный характер ежедневной жизни человека. Только короткие временные интервалы поддаются точному и непосредственному восприятию.

Восприятие длительности времени во многом зависит о содержания деятельности человека. Например, часы, дни, недели, которые заполнены значительными и интересными событиями, кажутся быстротекущими и короткими. А наоборот, отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, когда было все обыденно, однообразно и привычно, представляется достаточно длительным. Время переживаемого удовольствия и радости часто недооценивается по длительности, время неприятности и скуки, наоборот, переоценивается. Также особенно коротким кажется время, в течение которого следует успеть сделать очень много. Для всего этого есть физиологическое объяснение: в таких случаях, когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения, следовательно, повышается обмен веществ, время как бы бежит быстрее, а при преобладании процесса торможения время как бы тянется медленно. Это же относится и к самой непосредственной оценке интервалов времени. Другой характер оценки времени наблюдается при воспоминании. Время, которое было в прошлом насыщено различными переживаниями, событиями, деятельностью, вспоминается как более длительный период жизни. Отрезок времени, наполненный неинтересными и однообразными событиями, вспоминается обычно как прошедший очень быстро. Следует отметить такую особенность, что достаточно точно можно оценить промежутки времени в 5—15 мин.


Изучение влияния родительского отношения на межличностные отношения дошкольников. Методы и организация исследования
Методы исследования: 1. Тест опросник родительского отношения (А.Я. Варга и В.В. Столина) (ОРО). 2. Метод социометрии (методика «Капитан корабля»). Методы изучения детско-родительских отношений Методы изучения детско-родительских отношений многообразны и включают в себя метод наблюдения, метод беседы с детьми и их родителями (может испол ...

Младший школьный возраст
В возрасте 7— 10 лет у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания. В силу своей переходности младший школьный возраст обладает глубокими потенциальными возможностями физичес ...

Психология труда и организационная психология
Вторая половина XXв. характеризуется формированием принципиально нового направления в изучении трудовой деятельности –организационной психологии, в которую переходят многие проблемы, традиционно исследуемые в психологии труда. Это было связано с тем, что в поле зрения специалистов по "человеческому фактору" стали все чаще попад ...