Виды восприятия

В деятельности и поведении человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Что и каким образом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практической деятельности человека восприятие становится активным и целенаправленным процессом познавания действительности.

В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует восприятие движения. Данное восприятие представляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов времени. Например, в производственной работе большое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направление, скорость, размах. Начинается процесс, восприятия движения всегда с общего, другими словами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дается оценка каждому из них. Для того чтобы правильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное действие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целостный образ движения.

Восприятие разделяют на непреднамеренное, или непроизвольное, и на преднамеренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленности деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружающих предметов (например, их яркостью и необычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличительной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставленной цели. В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамеренное восприятие, наоборот, с самого начала регулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или явление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоятельный характер деятельности.-

Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков. В ходе данного процесса происходит прием и переработка слуховым анализатором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные звуки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).


Внешнее и внутреннее внимание
В зависимости от локализации объекта внимания различают внимание внешнее, связанное с восприятием предметов и явлений внешнего мира, и внутреннее, направленное на интрапсихические феномены. Перемещение фокуса внимания во внутриличностный план сопровождает такие процессы, как фантазирование, активное воображение, аутогенное погружение, тр ...

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников с заиканием
Одной из характеристик детства являются эмоции как внешний знак внутреннего мира ребенка. По мнению В.В. Зеньковского детство является «золотым временем» для эмоциональной жизни [5]. Эмоциональные реакции как внешнее проявление внутреннего состояния ребенка выступают показателем благополучного или затрудненного вхождения в социальную сит ...

Рассмотрение общепсихологического свойства «Внимание» по отношению к «Ки» понятию
Внимание имеет обыкновение рассеиваться, намерения меняются, и модели мускульной активности, сохраняя одну и ту же внешнюю форму, варьируются в зависимости от обстоятельств. Абсолютно понятно, что внимание – это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно – вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Пси ...