Виды восприятия

В деятельности и поведении человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Что и каким образом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практической деятельности человека восприятие становится активным и целенаправленным процессом познавания действительности.

В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует восприятие движения. Данное восприятие представляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов времени. Например, в производственной работе большое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направление, скорость, размах. Начинается процесс, восприятия движения всегда с общего, другими словами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дается оценка каждому из них. Для того чтобы правильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное действие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целостный образ движения.

Восприятие разделяют на непреднамеренное, или непроизвольное, и на преднамеренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленности деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружающих предметов (например, их яркостью и необычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличительной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставленной цели. В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамеренное восприятие, наоборот, с самого начала регулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или явление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоятельный характер деятельности.-

Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков. В ходе данного процесса происходит прием и переработка слуховым анализатором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные звуки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).


Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей
Перинатальный опыт в данном рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния, пережитого (испытанного) ребенком при рождении. Известно, что к трем месяцам жизни плод может испытывать инстинктивный страх в виде оборонительных реакций, весьма выраженных к ко ...

Проблемы общения в социально-психологических исследованиях. Характеристика проблем общения
И в процессе работы, и в личной жизни мы постоянно общаемся, или, говоря языком психологии, вступаем в межличностные коммуникации. Коммуникации – это средство обоюдного воздействия людей друг на друга. Коммуникация возникает тогда, когда один человек оказывает влияние на поведение другого человека. Это может происходить даже тогда, когда ...

Специфика развития игры детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия. Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия
Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров приблизительно в середине XIX в. В начале XX в. появляются первые собственно психологические исследования. К их числу относится опубликованная в 1911 г. в России работа А.Н. Поросятникова, посвященная изучению особенност ...