Нейрофизиологические основы внимания. Виды внимания
Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образований. Подкорковые образования в данном случае выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Подкорковые образования также играют роль фильтров, которые облегчают проведение значимых раздражителей и одновременно блокируют проведение незначимых воздействий.
Явление оптимального очага возбуждения, которое было открыто VI. П. Павловым, и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты, которое было открыто А. А. Ухтомским, играют важную роль в динамике внимания. В результате исследований было выяснено, что оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, а также наиболее благоприятен в данных условиях жизнедеятельности организма. В соответствии с законом отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры головного мозга. Следует отметить, что оптимальный очаг возбуждения динамичен, изменение природы раздражителя, а также длительное его действие на определенные участки коры головного мозга приводят к перемещению очага возбуждения в другие участки. Этот процесс лежит в основе закона последовательной индукции. В отличие от подвижного оптимального очага доминанта обладает повышенной устойчивостью.
Существуют различные виды внимания. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Другими словами, различают волевое и не волевое внимание. Внимание, которое возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает в результате внешних причин, к которым относятся особенности раздражителей, действующих на человека.
Произвольным, или преднамеренным, вниманием называется внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной человеком цели. Данное внимание требует определенных волевых усилий от человека. При этом участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, которые идут от второй сигнальной системы. Указания со стороны и собственное намерение в виде внутренней речи обеспечивают возможность произвольного внимания. Произвольное внимание играет огромную роль в жизни человека. Ученые, кроме произвольного и непроизвольного внимания, выделяют вид послепроизвольного внимания. Послепроизвольным внимание называется вследствие того, что оно возникает на основе и после произвольного внимания.
Формирование мотивации учения школьников.
Общий смысл формирования состоит в том, что учителя желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению - действенному осознанному и ответственному. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие учени ...
Типы детских возрастов
Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возрастах первого типа (это младенчество, дошкольное детство, подростковый возраст) у ребенка развивается пре ...
Методологические предпосылки концепции двойной
детерминации развития личности
З.Фрейд и В.Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности. При всем различии подходов к изучению соотношения «среды» и «наследственности», «степени животности» и «степени человечности», «индивидуального» и «социального» в развитии человека эти подходы опираются на некоторые общие методологические установки. Антроп ...
