Другая психология » Психологические направления » Характеристика процессов памяти

Характеристика процессов памяти

В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании. Возникают эти образы под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С физиологической точки зрения запоминание представляет собой процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание называют непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели к запоминанию и протекает без волевых усилий. Но чаще человек ставит перед собой определенную цель и применяет для ее осуществления определенные усилия и специальные приемы.

Сохранением называют возникновение следов и связей в мозге человека, а забывание — это соответственно ликвидация следов, затормаживание связей. С одной стороны, это два противоположных процесса, а с другой — это разные характеристики одного и того же процесса. Можно сказать, что запоминание является борьбой с забыванием. Забывание — это целесообразный, естественный и необходимый процесс, поэтому его не следует оценивать отрицательно.

Результат запоминания и сохранения в свою очередь проявляется в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществления заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание подразумевает появление чувства знакомости при повторном восприятии. Дело в том, что хотя бы слабый, минимальный след остается в коре головного мозга после восприятия. В отличие от узнавания воспроизведение можно охарактеризовать тем, что образы, которые были закреплены в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие объектов. С точки зрения физиологии это означает присутствие различных следов, стойких и прочных при воспроизведении, слабых и нестойких при узнавании.

Следует отметить, что узнавание является более простым процессом, чем воспроизведение. Узнавать всегда легче, чем воспроизводить.

Поэтому узнавание не является показателем прочности запоминания, при оценке эффективности запоминания следует ориентироваться исключительно на воспроизведение.


Роль и функции менеджера в современной организации
В данной главе мы определим главные задачи и функции менеджера, тут будет рассмотрена проблема того, что должен делать менеджер, чтобы организация могла эффективно работать. Управление – это взаимоотношения людей, поэтому для эффективности работы организации очень важно поведение работников и менеджеров, которые занимаются координацией р ...

Особенности памяти
Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и каким образом предпочитает запоминать. Люди по-разному запоминают материал. Одним легче запомнить картины, лица, предметы, цвета, звуки, т.е. у них развит наглядно-образный тип памяти. Другие намного лучше запоминают мысли, словесные формулировки, пон ...

Подражание
Сознательное или неосознанное копирование образца называется подражанием. В общественной жизни оно снимает важное место. Так, школьник подражает полюбившееся герою фильма, перенимает его манеру поведения, мимику, жесты. Распространение моды целиком основано на подражании. Одежда, прически, мебель в квартире, манеры общения — see это може ...