Другая психология » Психологические направления » Характеристика процессов памяти

Характеристика процессов памяти

В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании. Возникают эти образы под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С физиологической точки зрения запоминание представляет собой процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание называют непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели к запоминанию и протекает без волевых усилий. Но чаще человек ставит перед собой определенную цель и применяет для ее осуществления определенные усилия и специальные приемы.

Сохранением называют возникновение следов и связей в мозге человека, а забывание — это соответственно ликвидация следов, затормаживание связей. С одной стороны, это два противоположных процесса, а с другой — это разные характеристики одного и того же процесса. Можно сказать, что запоминание является борьбой с забыванием. Забывание — это целесообразный, естественный и необходимый процесс, поэтому его не следует оценивать отрицательно.

Результат запоминания и сохранения в свою очередь проявляется в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществления заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание подразумевает появление чувства знакомости при повторном восприятии. Дело в том, что хотя бы слабый, минимальный след остается в коре головного мозга после восприятия. В отличие от узнавания воспроизведение можно охарактеризовать тем, что образы, которые были закреплены в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие объектов. С точки зрения физиологии это означает присутствие различных следов, стойких и прочных при воспроизведении, слабых и нестойких при узнавании.

Следует отметить, что узнавание является более простым процессом, чем воспроизведение. Узнавать всегда легче, чем воспроизводить.

Поэтому узнавание не является показателем прочности запоминания, при оценке эффективности запоминания следует ориентироваться исключительно на воспроизведение.


Ригидность и пластичность в поведении высших позвоночных
Как уже указывалось, вопреки еще распространенному мнению инстинктивное поведение не теряет своей значимости в процессе эволюции, так как оно принципиально не может замещаться научением. Подчеркнем еще раз, что инстинктивное поведение является видовым поведением, научение – индивидуальным, и поэтому ничем не оправдано противопоставление ...

Анализ коммуникативных навыков мужчин и женщин. Проведение тестирования, на коммуникационные способности группы людей
Для анализа коммуникативных навыков была выбрана группа людей. Состоящая из десяти человек, пять мужчин и пять женщин, возрастной группы от 20 до 40 лет. Для них был представлена анкета «Определение коммуникативных способностей», им нужно было отвечать на все вопросы данной анкеты. Свободно выражать свое мнение по каждому вопросу и отвеч ...

Формы психологического взаимодействия с неполной семьей
Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления са ...