Другая психология » Психологические направления » Характеристика процессов памяти

Характеристика процессов памяти

В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании. Возникают эти образы под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С физиологической точки зрения запоминание представляет собой процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание называют непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели к запоминанию и протекает без волевых усилий. Но чаще человек ставит перед собой определенную цель и применяет для ее осуществления определенные усилия и специальные приемы.

Сохранением называют возникновение следов и связей в мозге человека, а забывание — это соответственно ликвидация следов, затормаживание связей. С одной стороны, это два противоположных процесса, а с другой — это разные характеристики одного и того же процесса. Можно сказать, что запоминание является борьбой с забыванием. Забывание — это целесообразный, естественный и необходимый процесс, поэтому его не следует оценивать отрицательно.

Результат запоминания и сохранения в свою очередь проявляется в узнавании и воспроизведении. Воспроизведение — это процесс появления в сознании представлений памяти, ранее воспринятых мыслей, осуществления заученных движений. В основе воспроизведения лежит оживление следов, возникновение в них возбуждения. Узнавание подразумевает появление чувства знакомости при повторном восприятии. Дело в том, что хотя бы слабый, минимальный след остается в коре головного мозга после восприятия. В отличие от узнавания воспроизведение можно охарактеризовать тем, что образы, которые были закреплены в памяти, актуализируются без опоры на вторичное восприятие объектов. С точки зрения физиологии это означает присутствие различных следов, стойких и прочных при воспроизведении, слабых и нестойких при узнавании.

Следует отметить, что узнавание является более простым процессом, чем воспроизведение. Узнавать всегда легче, чем воспроизводить.

Поэтому узнавание не является показателем прочности запоминания, при оценке эффективности запоминания следует ориентироваться исключительно на воспроизведение.


Межличностные взаимоотношения в группах и коллективах
В группах, коллективах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Человек, так или иначе, относится к вещам, событиям социальной жизни, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет, одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, вним ...

Психологические особенности проведения деловых переговоров и бесед. Деловые переговоры, беседы. Методы и техника ведения деловой беседы
Деловое общение обусловлено социальными процессами, но, прежде всего взаимодействием свободных и творчески активных индивидуальных деятелей. Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состо ...

Методы лечения алкоголизма
«Торпедо» - самый популярный и распространенный метод лечения алкоголизма радикально. Группа препаратов, которые депонируются в тканях пациента, вводится внутривенно. Метод снижает тягу к спиртному, а при взаимодействии с алкоголем образует сильный токсин (яд), который может вызвать тяжелые расстройства здоровья, вплоть до смертельного и ...