Особенности памяти

Выделяют различные типы памяти в зависимости от того, что успешнее запоминает человек и каким образом предпочитает запоминать. Люди по-разному запоминают материал. Одним легче запомнить картины, лица, предметы, цвета, звуки, т.е. у них развит наглядно-образный тип памяти. Другие намного лучше запоминают мысли, словесные формулировки, понятия, формулы, у них развита словесно-логическая память. Представители гармонического типа памяти запоминают все достаточно качественно и эффективно. Люди предпочитают запоминать разными способами. Способ запоминания зависит от степени участия в процессе основных анализаторов. В результате исследований были выделены зрительная, слуховая, двигательная, смешанная память, которая разделяется на зрительно-слуховую, зрительно-двигательную, слухо- двигательную. Другими словами, одни люди наиболее эффективно запоминают при помощи двигательных ощущений, другие — зрительно, третьи — на слух, четвертые — с помощью комбинированного способа.

Существование наглядно-образного типа памяти можно объяснить относительным преобладанием первой сигнальной системы. Словесно-логический тип памяти обусловливается преобладанием второй сигнальной системы. При гармоническом типе памяти обе сигнальные системы уравновешивают друг друга. Память человека можно охарактеризовать при помощи степени развитости у него отдельных процессов памяти. Некоторые люди отличаются быстротой запоминания, прочностью сохранения материала, точностью воспроизведения информации, а также так называемой готовностью памяти. Под готовностью памяти подразумевается способность припоминать то, что необходимо в нужный момент. В данном случае происходит быстрое восстановление нужных связей под влиянием сигналов второй сигнальной системы, т.е. словесного побуждения со стороны других людей или внутреннего самоприказа.

Достаточно редко встречаются люди, которые бы одинаково качественно запоминали, помнили, воспроизводили и вспоминали. Все эти особенности памяти по-разному проявляются по отношению к различному материалу. Многое зависит от интересов человека и его профессии. Одна из самых распространенных типологий памяти связана с оценкой быстроты запоминания и прочности сохранения. Оптимальным признано сочетание быстрого запоминания и прочного сохранения. Малоэффективная продуктивность памяти часто является следствием заболеваний или сильного переутомления. Очень часто незначительные результаты запоминания зависят не столько от плохой памяти, сколько от плохого внимания.


Самоактуализация как осмысление своего назначения в мире. Основные подходы к понятию самоактуализации в психологических теориях личности
В психологической литературе самоактуализация определяется как – стремление человека как можно больше выявить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть такой, какой она может быть [2,41]. Впервые проблему потребности личности в самоактуализации исследовал К. Гольдштейн. Исходя из нового представления о динамике жи ...

Эмоциональные состояния
Как мы говорили выше, эмоции являются сложными психическими явлениями. Наиболее значимыми эмоциями считаются следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, сами эмоции, чувства настроения и эмоциональный стресс. Аффект (от лат. аffectus – душевное волнение, страсть)- сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное пережи ...

Причины развития стиля негармоничного семейного воспитания «Доминирующая гиперпротекция», его влияние на ребёнка. Особенности работы с родителем.
В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии у детей и подростков с нарушениями психологической адаптации. Сформулированы такие понятия, как "семейная психотерапия" и "диагностика семейных отношений". Под последней подразумевается определение ...