Другая психология » Психологические направления » Культурно-историческая парадигма в психологии

Культурно-историческая парадигма в психологии

Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различных направлений исследования и поиске новой парадигмы. В настоящее время в связи с большим количеством экономических и культурных преобразований огромное значение приобретает глубокое познание закономерностей психологии. Знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает особую значимость в тех сферах деятельности, где ведущее место занимает процесс межличностного общения. Это область психологической практики, сфера педагогического труда. Воздействие является результатом осуществления целей общения. В психологической науке проблема воздействия занимает центральное место, так как в ней рассматриваются вопросы, которые взаимосвязаны с управлением психическими явлениями.

С психологическими явлениями мы сталкиваемся постоянно. Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса. Это положение связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром.

Эффектом психологического взаимодействия является изменение субъективных характеристик, таких как потребности, отношения, способности, деятельность и поведение в результате взаимодействия людей. Каждый из нас в определенной степени может различать особенности характера людей, судить об их возможностях и способностях. Психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных проявлениях является не только объектом, но и средством психологического исследования. Так как материальные основы психики людей не сводятся к ее органическим основам, то образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознанием. Только внимательно изучив подлинное содержание и значение различных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно найти правильное их психологическое толкование.


Психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования
Рекомендации педагогам по развитию межличностных отношений в группе дошкольников и на развитие эмоциональных связей с семьей. Цели и задачи эмоционально-нравственного развития дошкольника, развитие его отношений со сверстниками могут быть реализованы в рамках подраздела программы «Пралеска» «Человек и общество», который в свою очередь со ...

Понятие и эмпирические индикаторы страха в психологии
Несмотря на то, что изучением страха и связанных с ним физиологических процессов психологи занимаются уже давно, надежных критериев страха до сих пор не обнаружено. Обычное для психологии и психопатологии выделение физиологических, поведенческих и когнитивных проявлений страха указывает скорее на комплексность феномена, чем свидетельству ...

Исследование агрессии старшего дошкольника. Методика исследования агрессии старшего дошкольника «Несуществующее животное»
Это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти – шести лет). Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воо ...