Другая психология » Психологические направления » Культурно-историческая парадигма в психологии

Культурно-историческая парадигма в психологии

Парадигма — это принятый научным сообществом единый свод правил, принципов или утверждений, неразрывно связанных в единую схему процесса получения научного знания, который начинается с этапа постановки проблемы вплоть до полного нахождения способа ее решения. Развитие современной психологии восприятия заключается в попытке синтеза различных направлений исследования и поиске новой парадигмы. В настоящее время в связи с большим количеством экономических и культурных преобразований огромное значение приобретает глубокое познание закономерностей психологии. Знание законов и практических методов организации психологического воздействия приобретает особую значимость в тех сферах деятельности, где ведущее место занимает процесс межличностного общения. Это область психологической практики, сфера педагогического труда. Воздействие является результатом осуществления целей общения. В психологической науке проблема воздействия занимает центральное место, так как в ней рассматриваются вопросы, которые взаимосвязаны с управлением психическими явлениями.

С психологическими явлениями мы сталкиваемся постоянно. Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса. Это положение связано с рефлекторным пониманием психической деятельности, с утверждением, что психические явления возникают и существуют лишь в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим его миром.

Эффектом психологического взаимодействия является изменение субъективных характеристик, таких как потребности, отношения, способности, деятельность и поведение в результате взаимодействия людей. Каждый из нас в определенной степени может различать особенности характера людей, судить об их возможностях и способностях. Психологическое познание — это познание психического, опосредованного всеми существенными конкретными связями. Основная, конечная теоретическая задача психологии и заключается в раскрытии специфических психологических закономерностей.

Взаимосвязь психики и поведения, сознания и деятельности в ее конкретных проявлениях является не только объектом, но и средством психологического исследования. Так как материальные основы психики людей не сводятся к ее органическим основам, то образ мыслей людей определяется образом их жизни, их сознанием. Только внимательно изучив подлинное содержание и значение различных поступков человека и объективных результатов его деятельности, можно найти правильное их психологическое толкование.


Олпорт, Кеттел, Айзенек: Диспозициональное направление
В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем об ...

Экспериментальное изучение особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием. Изучение эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с
Для изучения эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с заиканием нами было проведено исследование. База исследования: МОУ СОШ № 4 п. Чегдомын. В исследовании приняло участие 9 детей 2 классов с заиканием и 9 детей 2 классов без нарушения речи. Нами были использованы следующие методики исследования: 1. «Рисунок несу ...

Критерий интеллектуального поведения животных
Отличительная особенность интеллекта животных заключаются в том, что в дополнение к отражению отдельных вещей возникает отражение их отношений и связей (ситуаций). Отчасти это имеет, конечно, место и при некоторых сложных навыках, что лишний раз характеризует последние как переходную форму к интеллектуальному поведению животных. Это отра ...