Другая психология » Девиантное поведение как проблема социальной работы » Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе

Проблема девиантного поведения в современном обществе. Факторы и условия возникновения и проявления девиантного поведения в обществе
Страница 1

Отклоняющееся поведение подростка как категория представляет собой взаимодействие с микросоциальной средой, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся его поведенческим противодействием, предлагаемым нравственным и правовым общественным нормативом.

Особого внимания заслуживает вопрос о детерминации отклоняющегося поведения. Под детерминацией понимается совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющиеся поведение. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем [14, с.41]. Система «общество-личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях:

▬ геофизическом,

▬ микросоциальном,

▬ психофизиологическом.

В соответствии с выделенными уровнями можно определить следующие группы факторов, детерминирующих отклоняющееся поведение личности:

▬ внешние условия физической среды;

▬ внешние социальные условия;

▬ внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

▬ внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

К внешним физическим условиям девиантного поведения можно отнести такие факторы, как климатический, геофизический, экологический. Например, такие явления, как шум, теснота, геомагнитные колебания, которые могут стать неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения. А благоприятные условия внешней среды могут снижать вероятность девиации. Гораздо более важным фактором, действующим на поведение личности следует признать внешние социальные условия [30]. К ним относятся:

▬ общественные процессы (социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средстве массовой информации);

▬ характеристики социальных групп, в которые включена личность (расовая и классовая принадлежность, этнические установки, субкультура, социальный статус, принадлежность к учебно-профессиональной группе, референтная группа);

▬ микросоциальная среда (уровень и стиль жизни семьи, психологический климат в ceмъе, личности родителей характер взаимоотношений в семье, стиль семейного воспитания, друзья, другие значимые люди).

К категории детей с нарушением поведения чаще всего относятся дети, оказавшиеся вне образования. К сожалению, по-прежнему во многих случаях образовательные стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в образовательных учреждениях и нигде не работающими. Группой риска являются также дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, которые наиболее склонны к бродяжничеству, подвержен стать жертвами насилия и преступлений или быть вовлеченными в преступную деятельность.

В 2000 за совершение правонарушений в органы внутренних дел было доставлено свыше 1,7 миллиона несовершеннолетних, 162,6 тыс. – из них женского пола.

В 2001 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состояло 41 тыс. детей и подростков (в том числе 54,1 тыс. девочек), из них 301,5 тыс. обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, 80,5 тыс. нигде не работающие и не обучающихся, 88 тыс. – дети младше 14 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Медиация: новое направление в разрешении конфликтов
Термин медиация, как и сама наука конфликтология, сравнительно недавно вошел в употребление в российской науке. Под медиацией понимают такое завершение конфликта, в котором участвует третья сторона, не заинтересованная напрямую в его исходе. Роль третьей стороны может исполнять один человек, группа профессионалов или даже государство. Ме ...

Холерический - темперамент человека вспыльчивого (des Warmblutigen)
О ком говорят, что он горяч, вспыхивает быстро, как солома, но при уступчивости других скоро остывает. В его гневе нет ненависти, и он любит другого тем сильнее, чем скорее тот ему уступает. Его деятельность быстра, но непродолжительна. Он деятелен, но неохотно берет на себя дела именно потому, что у него нет выдержки; вот почему он охот ...

Психологические аспекты эффективного общения: как надо и как не надо слушать
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания. Психологи Института психологии Чикаго разработали ряд практических советов и рекомендаций эффективного общения. Это следующие правила[19]. 1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях посп ...