Основные факторы и механизмы развития личности
Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности:
1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет материал, который затем преобразуется различными способами в человеческую особь, индивида, личность;
2) физическое окружение. В одинаковых физических и географических условиях формируются разные типы личностей. Часто бывает, что групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно утверждать, что физическое окружение оказывает влияние на культурные особенности социальной группы. Его влияние на формирование отдельной личности незначительно по сравнению с влиянием, которое оказывается на личность культура группы, группового или индивидуального опыта;
3) культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества. Он не зависит оттого, на какой стадии развития находится общество. Каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, осваивает другие культурные образцы. Каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная конфигурация, которая является типичной для многих членов данного общества;
4) групповой опыт,- Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются с детства; .
5) уникальный индивидуальный опыт. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, которые складываются из действий, состояний и структуры личности. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой. Механизмом отстаивания отдельным человеком своей природной и человеческой сущности является обособление. Отчуждение — это частный и не требующий особого внимания случай обособления.
Обособление — внешнее и внутреннее действие. Обособиться — это значит отделиться, выделиться из общего целого и занять какое-то особое положение.
Отчуждение — ограниченное для русского языка понятие. Идентификация и обособление рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.
Профессионально значимые психофизиалогические качества
личности и их профессиональная обусловленность
Момент, когда проблема выбора профессии начинает тревожить, знаменует, социальную и психологическую зрелость подростка. При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Прежде чем выяснять какие «профессионально важные качества» личности необходимы ...
Социальные роли
В научный оборот термин «роль» ввели в 20-30-е годы американские исследователи Д.Мид и Р.Линтон. Последний определял роль как «динамический аспект статуса». Под статусом понималась какая-либо социальная позиция личности, а роль выступала здесь как определенная демонстрация этой позиции. Являясь членом тех или иных социальных групп, высту ...
Особенности личности младших школьников
В младшем школьном возрасте при правильном воспитании складываются основы будущей личности. Новые отношения с учителями и сверстниками, включение в новый вид деятельности — все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, формирует характер, волю. Конечно, моральное развитие и воспитание ...