Другая психология » Психологические направления » Основные факторы и механизмы развития личности

Основные факторы и механизмы развития личности

Факторы, которые оказывают влияние на формирование личности:

1) биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет материал, который затем преобразуется различными способами в человеческую особь, индивида, личность;

2) физическое окружение. В одинаковых физических и географических условиях формируются разные типы личностей. Часто бывает, что групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно утверждать, что физическое окружение оказывает влияние на культурные особенности социальной группы. Его влияние на формирование отдельной личности незначительно по сравнению с влиянием, которое оказывается на личность культура группы, группового или индивидуального опыта;

3) культура. Определенный культурный опыт является общим для всего человечества. Он не зависит оттого, на какой стадии развития находится общество. Каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, осваивает другие культурные образцы. Каждое общество дает всем своим членам некоторый особенный опыт. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная конфигурация, которая является типичной для многих членов данного общества;

4) групповой опыт,- Каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются с детства; .

5) уникальный индивидуальный опыт. Психический механизм производства целостного человека имеет социальные детерминанты и представляет собой систему реакций и процессов, которые складываются из действий, состояний и структуры личности. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация. В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой. Механизмом отстаивания отдельным человеком своей природной и человеческой сущности является обособление. Отчуждение — это частный и не требующий особого внимания случай обособления.

Обособление — внешнее и внутреннее действие. Обособиться — это значит отделиться, выделиться из общего целого и занять какое-то особое положение.

Отчуждение — ограниченное для русского языка понятие. Идентификация и обособление рассматриваются как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности.


Проблема формирования готовности детей к обучению в школе в психолого-педагогической литературе. Понятие готовности ребёнка к обучению в школе
В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В совре ...

Б.Ф.Скиннер: Научающие-бихивиоральное направление
Скиннер не принял идею о личности или самости, которая стимулирует и направляет поведение. Он считал такой подход пережитком примитивного анимизма. Скиннеровский радикальный бихевиоризм делал упор на интенсивный анализ характерных особенностей прошлого опыта человека и уникальных врожденных способностей. «В поведенческом анализе человек ...

Виды внимания.
В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют следующие виды внимания: 1. непроизвольное или непреднамеренное внимание, генетически исходное, не связанное с сознательными намерениями субъекта и представленное ориентировочным рефлексом, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей; обуславливается ос ...