Константность и предметность
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Восприятие не может быть ни истинно понято, ни правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности. У каждого вида восприятия есть специфические особенности и механизмы. Значение свойств объективной действительности, которые восприятие отображает, для всего психофизического процесса восприятия выступает с особенной рельефностью в центральной по своему теоретико-познавательному значению проблеме константности. Образы восприятия не создаются только внешними воздействиями. Для их получения необходима особая внутренняя активность субъекта.
Восприятие — это сложная познавательная деятельность, которая включает в себя систему действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ.
Восприятие включает такие действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка. Состав действий зависит от степени осмысления восприятия.
Свойства восприятия в психологии:
1) предметность;
2) целостность;
3) осмысленность;
4) структурность;
5) константность;
6) избирательность.
Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности человека. Структурность восприятия связана с выделением фигуры из фона. Фон и фигура имеют между собой различия. Фон является неограниченным и неопределенным. Фигура ограниченна, рельефна, т.е. обладает предметностью. Проявление предметности восприятия происходит в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или к явлениям объективной действительности. Человек воспринимает что-то или кого-то. Целостность восприятия выражается в образах восприятия.
Константность — это постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, которое не зависит от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы можем узнавать предметы в различных обстановках.
Постоянство величины, цвета и формы предмета — это необходимое условие ориентирования в окружающем мире. Константность заключается в том, что основные чувственные качественные восприятия следуют за постоянными свойствами воспринимаемых предметов. Отношение к периферическому раздражению подчинено регулирующему его отношению к предмету.
Проблема константности, т.е. правильного видения, — это проблема отражения в частной психофизической постановке.
Итоги формирующего этапа: влияние коррекционной программы, направленной на
развитие памяти у учащихся коррекционного 2 класса
Для решения поставленных на констатирующем этапе задач нами была разработана коррекционная программа, направленная на развитие памяти у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста с помощью дидактических игр (см. Приложение Н). На данном этапе были использованы различные методы, приемы, а также развивающие игры по ...
Функции института образования в обществе
Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования. Наиболее важные из социальных функций института образования. 1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существе ...
Последние исследования
Лауреат Нобелевской премии 2000 года в области физиологии и медицины доктор Эрик Кендал из Колумбийского университета на днях порадовал общественность новыми изысканиями в области нейрофизиологии мозга. В число лауреатов Кендал угодил благодаря открытию нейротрансмиттеров - веществ, отвечающих за межнейронные импульсы головного мозга, ко ...